Что должен уметь ребенок в 3 месяца 8 основных навыков, норма роста и веса трехмесячного малыша

Ребенок в 3 месяца (календарь развития)

Первый год жизни является самым важным в развитии малыша. За такой короткий срок у ребенка появляются новые умения и навыки. Каждый день можно замечать в крохе что-то новое и интересное. Но самым показательным и заметным считается третий месяц. В это время появляются первые плоды того, что было заложено родителями в первые два месяца. Малыш привык к режиму дня и условиям жизни, он стал осознанно всматриваться в предметы и лица, интересоваться окружающим миром. Кроха проявляет свои эмоции, быстро развивается физически.

Малыш в 3 месяца

  • Хрупкое и нежное тельце новорожденного в три месяца стало выглядеть пухленьким, округлились щечки. На ножках и ручках появились складочки. Это результат нормального развития подкожно-жировой ткани.
  • Ребенок уверенно держит головку, даже лежа на животике. Да еще делает попытки приподняться, опираясь на ручки. В качестве нового умения демонстрируют, как могут переворачиваться со спины на живот.
  • К третьему месяцу малыш примерно в одно и то же время кушает и спит. Его организм привыкает к определенному распорядку дня и жизнь мамы в этом плане немного облегчается.
  • В этом возрасте ребенок начинает изучать мир, пробуя все на вкус. Он начинает тянуть в рот все, что попадает в ручку.

Развитие тела и организма в три месяца

Рост и вес

Каждый месяц родители с малышом посещают поликлинику для контроля за развитием ребенка, а также изменениями в росте и весе. Существуют примерные стандарты показателей веса и роста. Они зависят от данных, которые были при рождении. Ориентировочно вес трехмесячного ребенка может быть от 3 до 6 килограммов, а рост — от 54 до 64 сантиметров.

На показатели роста и веса напрямую влияют способ и вид питания, а также генетическая наследственность. Существуют примерные таблицы прибавки веса и роста ребенка. Но их нельзя брать за основу, так как необходимо учитывать индивидуальные особенности, это, во-первых. А во-вторых, эти цифры будут существенно отличаться при грудном вскармливании и при искусственном. При грудном вскармливании и при качественном грудном молоке ребенок может набирать в весе от пятисот граммов до двух килограммов в месяц. Малыш сам определит, когда он наелся, его невозможно перекормить. Главное, позволить ему кушать столько, сколько он хочет.

Некоторые мамы тревожатся по поводу большого расхождения данных в таблице и показателей роста и веса своего крохи. Дети не могут все быть одинаковыми в развитии. Наблюдайте за малышом в течение дня, как он кушает, спит, играет, писает и какает, какое состояние кожи, волос и ногтей. Если в физическом плане все в порядке, ребенок не капризный и активный, то не стоит беспокоиться.

Рефлексы в три месяца

Определенные инстинкты и рефлексы появляются у младенца с первого дня жизни, и к трем месяцам некоторые их них должны угасать. Если же они не проходят, то это может говорить об определенных патологиях, связанных с нервной системой:

  • Попробуйте легонько пальцем прикоснуться к уголку рта малыша, он может повернуть головку в эту сторону и откроет ротик. Этот рефлекс называется поисковым;
  • При легком прикосновении к верхней губке ребенка, он образует губами что-то типа хоботка – это хоботковый рефлекс;
  • Если слегка надавить пальцем в середину детской ладошки, то ребенок приподнимает головку вперед и при этом открывает ротик – это рефлекс Бабкина.

Рефлекс сосания и ползания только активизируются в этом возрасте, потому что они являются неотъемлемым элементом развития малыша. И еще есть один защитный рефлекс у ребенка, который может сохраняться определенное время. При укладывании малыша на спину или во время поднятия ножек над опорой срабатывает рефлекс защиты от падения. В этот момент младенец растопыривает в стороны пальчики и вскидывает при этом ручки – это рефлекс Моро.

Что должен уметь

Слово «должен» здесь не очень подходит, так как каждый малыш развивается со своей скоростью. Просто одни это делают быстрее, а другие немножко позже. То, что один отлично делает в три месяца, другой может начнет в четыре. Строгих нормативов в этом вопросе нет. Главное, чтобы неврологическое состояние было в норме, а умения и навыки обязательно сформируются.

Физические умения

  • Малыш может уверенно и долгое время лежать на спинке, ему не нужна опора.
  • Ребенок реагирует на висящие над ним игрушки, пытается до них дотянуться и коснуться пальчиками. Он может подолгу рассматривать предметы, а также свои ножки и ручки, тянет их в ротик.
  • Малыш реагирует на голоса и звуки поворотом головы и взглядом. Он с интересом следит глазками за движением ярких игрушек.
  • Трехмесячный ребенок самостоятельно поворачивается со спины на бочок и на животик. Обучаясь этому умению, малыш еще и отталкивается ножками от близлежащей опоры (например, от бортика кроватки).
  • Опираясь на еще не окрепшие предплечья, малыш старается подольше находиться на животике и рассматривать окружающий мир, приподнимая головку и ножки. Такая процедура полезна для укрепления мышц спины, что в дальнейшем поможет самостоятельно сидеть, стоять и ходить.
  • Ребенок легко перемещается в горизонтальной плоскости кроватки. При помощи движения ручек и ножек он меняет свое расположение то в одну, то в другую сторону, причем делает он это всего за несколько минут. Такие перемещения в будущем пригодятся в овладении навыками ползания.
  • Попробуйте поставить малыша (конечно, поддерживая его) ножками на ровную поверхность и он обязательно начнет отталкиваться от нее. Это говорит об укреплении мышц ножек.
  • Ребенок в этом возрасте пытается соединять свои пальчики в замочек и сводить вместе ручки. Можно начинать учить прихлопывать ладошками (игра «Ладушки»).

Эмоциональные достижения

  • В возрасте трех месяцев родители замечают, что ребенок начинает показывать свой характер и эмоции.
  • Положительные эмоции у малыша проявляются в виде улыбок, смеха и даже повизгивания. Так он может реагировать на появление близких людей или хорошо знакомых домашних питомцев. А вот заплакать и испугаться он может при появлении посторонних и незнакомых лиц.
  • По характеру издаваемых ребенком звуков уже можно отличить его желания. Когда его надолго оставляют одного, то можно услышать хныканье для привлечения внимания взрослых. Малышу может быть одиноко и скучно, ему нужно к маме на ручки или просто увидеть родное лицо и услышать родной голос. Если на хныканье внимания не обращать, то оно перерастет в громкий плач – требование. Но стоит уделить малышу несколько минут, а иногда просто показаться ему на глаза, и он успокоится.
  • Малыш пытается произносить звуки, которые состоят не только из гласных, но уже и из согласных. У него формируются первые речевые навыки. Начните с ним говорить или петь и он будет отвечать на своем детском языке. Такие «беседы» деткам очень нравятся.
  • Большинство детей положительно относятся к купанию. В этом возрасте они готовы плескаться в воде хоть целый день. Особенное удовольствие доставляет разбрызгивание воды ручками и ножками.
Читайте также:  Перелет в самолете с ребенком до 2-х лет Правила авиакомпании «Уральские авиалинии»

Советы молодым родителям

Ребенок в любом возрасте, на любом этапе развития нуждается во внимании родителей и в похвале. Хвалите свою кроху почаще, за самое маленькое достижение.

В целях безопасности для жизни и здоровья малыша, ни в коем случае не оставляйте его без присмотра на высоких поверхностях (например, на кровати или на тахте, на пеленальном столике). Всего несколько минут без внимания взрослых может привести к падению ребенка и серьезной травме. Детская кроватка – это одно из безопасных мест для крохи.

Развитие психики и эмоциональной сферы (психическое развитие в три месяца)

К трем месяцам у ребенка продолжают активно развиваться органы слуха, зрения, обоняния и осязания, а также основные функции психики – мышление, эмоции, речь, память и восприятие.

Зрение

Малыш осознанно всматривается в различные предметы и пытается их подробно изучить. Для этого он использует не только зрение, но и пытается попробовать все на вкус, потрогать. Ребенок свободно переводит взор за передвигающейся фигурой, у него формируется предметное восприятие.

Развитие слуха происходит стремительно. Ребенок узнает голос мамы из десятка других, он реагирует на этот голос улыбкой. Он с легкостью узнает место воспроизведения звука и пытается найти его взглядом.

В этом возрасте можно развивать слух и восприятие при помощи музыкальных игрушек, ярких картинок или книжек с музыкальным сопровождением. Малыш изучает мир вокруг себя при помощи своих пальчиков, он пытается облизывать игрушки и подолгу их рассматривать. Все органы чувств имеют большое значение в развитии ощущений.

Эмоции

Ребенок в трехмесячном возрасте произносит свои первые «агу». Активным гулением он выражает свои положительные эмоции. В ребенке ярко проявляется «комплекс оживления». Он выражает свои эмоции всеми ему доступными способами – звуками, активными движениями, подергиванием ножек и ручек, мимикой. Малыш осознанно и открыто улыбается родному человеку.

Питание и сон

В первые два месяца основное время малыша состояло из сна и кормлений. Сформировался уже определенный распорядок дня. На третьем месяце жизни режим дня немного поменяется, так как малыш больше времени будет бодрствовать. Но основное расписание сохраняется, оно позволит маме распланировать свое время и выполнить домашние дела.

Большую часть суток (около семнадцати часов) по-прежнему занимает сон малыша. В ночное время ребенок может спать примерно десять часов, а в дневное время он спит четыре раза.

Малыши, которые находятся на искусственном вскармливании, питаются молочной смесью в соответствии с инструкциями на упаковке (по объему смеси и количеству кормлений). При грудном вскармливании деток кормят по требованию, независимо от интервалов между кормлениями. Малыш съедает столько молока, сколько захочет и сколько ему требуется.

Активное изучение ребенком окружающего мира немного изменяет процесс грудного кормления. Малыш постоянно отвлекается, поворачивает голову, чтобы что-то или кого-то увидеть. Не съедает необходимый объем молока. Из-за такого поведения ребенка у мамы происходят изменения в процессе лактации. Иногда ей кажется, что сократилось количество молока и необходимо начинать прикорм.

Этот период необходимо переждать, через несколько дней приливы у мамы нормализуются. Необходимо только чаще давать грудь беспокойному малышу и лактация будет в норме. Не рекомендуется в такие критические моменты переходить на молочные смеси или фруктовые прикормы. Они абсолютно не нужны при грудном вскармливании. Молоко мамы обеспечивает ребенку полноценное питание.

Чем занять кроху — игры с ребенком

В три месяца наступает момент развития любознательности. Малыш познает мир, для него интересно все, что его окружает и все, что он слышит. Дети этого возраста очень любят общение. Они слушают речь взрослых и произносят свои звуки, пытаясь что-то сказать или спросить. Это подходящее время для знакомства с первыми детскими стишками и потешками, веселыми песенками и прибаутками.

Малыш может продолжительное время слушать музыкальную мелодию или песенку. Он будет с интересом смотреть на яркие и большие простые предметные картинки. Показ картинок нужно сопровождать рассказом или песенкой, может быть отдельными звуками.

Разговаривать с ребенком необходимо в процессе одевания, купания, на прогулке и даже во время массажа. Четко произносите слово и показывайте предмет. Слушая детские песенки, такие малыши иногда даже пытаются по-своему подпевать.

В качестве игры подойдут различные упражнения для пальчиков. Для развития органов осязания можно дать подержать ребенку предметы из разных материалов (маленький мячик, мягкую поролоновую мочалку, что-то из его одежки, чтобы он почувствовал материал на ощупь).

Делая массаж или гимнастику, попробуйте рассказывать сказку или стишок. Укачивая кроху, не забывайте про колыбельные песенки. Эмоции мамы и ее состояние легко передаются ребенку. Голос мамы должен быть спокойным и ласковым. В такие моменты общения малыш не только развивается и получает новую информацию, но и чувствует материнскую любовь.

Проблемы со слухом у детей

Нарушения слуха зачастую ассоциируются с проблемами пожилых людей. Но согласно оценкам ВОЗ, от потери слуха в настоящее время страдает 34 млн детей, то есть 7,2% от общего количества людей с таким диагнозом. Нарушения слуха, приводящие к инвалидности, развиваются по генетическим причинам, вследствие тяжелых родов, перенесенных в раннем детстве опасных инфекций. Как вовремя распознать тугоухость у ребенка и что делать, чтобы вернуть малышу способность слышать?

Особенности слуха у новорожденных

Слуховой аппарат начинает формироваться еще в материнской утробе – начиная с третьего триместра беременности плод может слушать окружающие звуки, постепенно учится распознавать голос матери. Но ухо новорожденного не до конца сформировано: например, в первые дни жизни грудничок воспринимает преимущественно сильные аудиальные раздражители, высокие тона.

Способность различать низкие частоты появляется в 2-3 месяца – тогда малыш активнее реагирует на звуковые раздражители, вздрагивает от внезапных звуков. Если у вашего ребенка наблюдается выраженная реакция на хлопки, падения предметов – скорее всего, его слух развивается нормально.

В 4-6 месяцев дети учатся соотносить звук с источником его воспроизведения: поворачивают головку на родителей, читающих сказку, смотрят на музыкальные игрушки.

В 9 месяцев малыш распознает голоса близких людей и пытается имитировать различные звуки (начинает агукать, к примеру). Но это происходит только в том случае, если слух нормально развивается.

Если с первых дней жизни есть нарушения слуха, малыш лишен одного из каналов взаимодействия с окружающим миром. Первые два года являются наиболее важными для формирования функций коры головного мозга: речи, познавательных и эмоциональных навыков. Если новорожденный страдает от частичной тугоухости или глухоты, важно как можно раньше выяснить ее причину и постараться компенсировать нарушения, чтобы дать возможность ребенку полноценно развиваться.

Читайте также:  Ишемия нижних конечностей ХИНК, причины, симптомы, лечение

Сложность заключается в том, что в первые дни жизни грудничка родители могут не замечать у него проблем со слухом. Новорожденный реагирует на визуальные раздражители: свет, движение, и взрослым кажется, что всё в порядке. Компетентную оценку слухового аппарата малыша может дать только опытный детский отоларинголог.

Причины нарушения слуха

Специалисты разделяют причины тугоухости на врожденные и приобретенные. К врожденным относятся генетические аномалии и тяжелое Что происходит с телом женщины во время родов? протекание беременности, например:

  • недоношенность (масса тела менее 1500 г при рождении);
  • перенесенные матерью во время беременности инфекции: краснуха, желтуха, сифилис;
  • родовые травмы.

В некоторых случаях у новорожденного может быть диагностирована наследственная глухота или такие синдромы, отражающиеся на работе слухового аппарата, как Синдром Пендреда или Синдром Ушера.

Но даже если ребенок родился здоровым, есть риск развития глухоты по внешним причинам:

  • инфекции, перенесенные в раннем детстве: корь, менингит, свинка;
  • хроническое воспаление внутреннего уха;
  • травмы черепа;
  • неконтролируемый прием некоторых медикаментов.

Негативно сказывается на слухе высокий уровень шума: например, если ребенок привык слушать музыку в наушниках на большой громкости. Также привести к снижению остроты восприятия может скопившаяся ушная сера, инородное тело, попавшее в слуховой проход. Любые ушные инфекции и повреждения перепонки также вызывают временную потерю слуха, и, если не были правильно вылечены, могут стать причиной приобретенной тугоухости.

Проблемы со слухом у недоношенных детей

По официальным данным, проблемы со слухом диагностируются у 2% новорожденных. Но при перинатальных проблемах (тяжелое течение беременности, риск ее прерывания или преждевременные роды) риск увеличивается до 10%, а если малыш родился с экстремально низким весом (менее 1000 г), то до 44%. Это связано с недостаточным развитием слухового аппарата, которое необходимо вовремя диагностировать и компенсировать.

Если установить тугоухость в первые 6 месяцев жизни ребенка и подобрать методики для ее компенсации, то частичная или полная глухота не сказывается на интеллектуальном развитии ребенка и его социальной адаптации. Но поздний диагноз может привести к существенному отставанию в развитии по сравнению со сверстниками.

Чтобы исключить развитие проблем со слухом у недоношенных детей, проводится ряд мероприятий:

  • на 3-4 день после рождения проводится ЛОР-обследование малыша (если он весит более 2000 г);
  • последующие осмотры детским отоларингологом проводятся в 3 и 6 месяцев;
  • родители должны обращать внимание на развитие у ребенка реакции на звук: поворот головы на источник шума, попытки имитировать звуки.

Хорошие результаты дает аудиологический скрининг новорожденных. Для недоношенных детей он проводится в возрасте 1-1,5 месяцев. Процедура разделена на несколько этапов:

  • анкетирование родителей для выявления возможной предрасположенности к врожденной глухоте (например, наличие тугоухости в семейной истории);
  • звукометрия малыша в 1, 4 и 6 месяцев. Подается звуковой сигнал, на который должен отреагировать грудничок. Если реакции нет – это указывает на наличие слуховой патологии.

Осмотр у детского ЛОРа в первые месяцы жизни и прохождение необходимых исследований нужны для своевременного выявления даже небольшой тугоухости. Минимальное отклонение может привести к тому, что малыш будет плохо распознавать низкие звуки (например, шипящий буквы в словах), и ему сложнее будет освоить речь.

Признаки нарушения слуха у детей

Первый отоларингологический осмотр проводится грудничкам на 3-4 день после рождения. Если врач не обнаружил никаких аномалий, слуховой аппарат сформирован нормально и нет поводов для беспокойства. Но стоит записаться на внеплановый прием к детскому ЛОРу, если вы заметили, что малыш:

  • никак не реагирует на резкие громкие звуки в возрасте 2-3 месяцев: не вздрагивает, не пугается при падении предметов или внезапном хлопке в ладоши;
  • не поворачивает голову в сторону источника звука: не смотрит на говорящего человека, лающую собаку и так далее. Этот навык формируется к 6 месяцам;
  • постоянно трогает ушные раковины: теребит их, дергает себя за мочки. Это может быть признаком дискомфорта от ушной инфекции или инородного предмета, попавшего в слуховой проход;
  • не начинает лепетать в 6-8 месяцев, или издает очень высокие звуки. Скорее всего, это означает, что ребенок плохо слышит себя;
  • не реагирует на простые просьбы («дай», «на») после года, если говорящий человек находится вне поле его зрения (нет возможности читать по губам).

У детей старшего возраста также могут появиться проблемы со слухом. Родители должны обратить внимание на следующие симптомы:

  • затрудненное освоение речи и языковые нарушения;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • сложности с усвоением школьного материала, если он не подкреплен текстом или изображениями;
  • ребенок постоянно переспрашивает, внимательно вглядывается в лицо собеседника;
  • слушает телевизор, телефон на максимальной громкости, старается сесть как можно ближе к динамику;
  • при беседе по телефону постоянно перекладывает его от одного уха к другому.

В таких случаях следует как можно скорее записаться на прием к детскому отоларингологу и пройти назначенные обследования.

Как и когда проверять слух у детей?

Первая проверка слуха у новорожденного проводится перед выпиской из роддома: на 3-4 день грудничка осматривает детский отоларинголог, осматривающий внешнее ухо, слуховой проход, целостность перепонки, проверяющий наличие реакции на звуковые раздражители.

В это же время желательно пройти скрининг. В ушко малыша вставляется компактный прибор, подающий щелкающий звук и регистрирующий реакцию внутреннего уха на него. Если реакция отклоняется от нормальной – это может свидетельствовать о патологии развития слухового аппарата и требовать дальнейшей диагностики.

Второй осмотр у отоларинголога проводится в 3-4 месяца. К этому времени малыш уже хорошо различает как высокие, так и низкие звуки. Врач может резко хлопать в ладоши (находясь вне поле зрения ребенка). Юный пациент должен вздрагивать и проявлять признаки испуга: у него выпрямляются ручки и ножки, сжимаются кулачки, он может вздрогнуть, моргнуть. Но эта простая проверка не позволяет проверить наличие незначительной тугоухости или определить её степень. Для этого потребуется исследования с помощью специальных аудиометрических приборов.

Если у ребенка нет никаких отклонений в развитии слуха, он реагирует на внешние источники шума, начинает лепетать, подражает звукам, развивается согласно нормам, то следующий осмотр у детского ЛОРа проводится в год. Затем желательно записать малыша на прием к специалисту в 2 года – когда ребенок осваивает речь, применяются другие методики проверки слуха.

Однако не нужно ждать планового осмотра, если вы заметили следующие аномалии:

  • малыш не поворачивает голову на резкий звук;
  • очень громко плачет (может указывать на то, новорожденный не слышит себя);
  • постоянно прикасается руками к ушкам.

В таких случаях рекомендуется как можно раньше записаться в отделение детской оториноларингологии.

Что делать, если ребенок плохо слышит?

Врожденная и приобретенная тугоухость требует коррекции и лечения. Если проблемы со слухом временные (например, вызваны инфекцией среднего уха или повреждением барабанной перепонки), врач подбирает комплекс медикаментов и физиопроцедур для скорейшего восстановления слухового аппарата. Самолечение в таких случаях недопустимо: применение растительных отваров и масел могут вызывать раздражение слухового прохода и усугубить инфекцию.

Читайте также:  Шина Дитерихса транспортная для взрослых для иммобилизации при переломах бедра и нижних конечностей

Если вернуть утраченную остроту восприятия невозможно, для коррекции подбираются слуховые аппараты или кохлеарные имплантаты — протезы, устанавливаемые под кожей и позволяющие компенсировать сильную нейросенсорную тугоухость. Они дают возможность ребенку слышать также хорошо, как и сверстники, и полноценно развиваться. Все терапевтические процедуры должен выбирать только специалист после тщательного осмотра ребенка и проведения необходимых исследований.

Также следует придерживаться простых рекомендаций по профилактике снижения слуха среди малышей:

  • не допускать попадания воды в слуховой проход;
  • одевать ребенка по погоде, закрывать уши при сильном ветре;
  • не пропускать плановые осмотра у отоларинголога;
  • сразу обращаться за врачебной помощью, если ребенок жалуется на боль в ухе;
  • не разрешать слушать музыку/смотреть фильмы в наушниках на максимальной громкости.

Подробные рекомендации можно получить на консультации детского ЛОРа.Не откладывайте осмотр у врача: при первых подозрениях на сниженный слух обращайтесь к специалисту. Это поможет вовремя распознать нарушение и подобрать соответствующие методы лечения.

Детская тугоухость: как определить и что делать

Наш эксперт – врач-сурдолог поликлиники №3 УДП РФ Андрей Изосимов.

Эта история – реальная. Первого сентября в одной из обычных московских школ учительница, прежде чем начать урок, попросила учеников выслушать маму их одноклассника. Мама показала ребятам маленький предмет: «Это слуховой аппарат моего сына. Без него он не слышит. Вы можете аккуратно рассмотреть его, а я вам расскажу, как он работает». У ребят – неподдельный интерес к диковинке. И даже уважение к ее обладателю. Мальчик теперь не стесняется своего недуга. Он, еще недавно обреченный на изоляцию, получил возможность общения со сверстниками на равных. И все потому, что мама вовремя поняла, что у сына нелады со слухом, и сделала все, чтобы вернуть ребенка в мир звуков.

С первых дней

Вот они – долгожданные первые слова, которые произносит кроха: «Мама, папа, ляля…». Один карапуз быстро осваивает премудрости общения, другому малышу мир слов дается труднее. А один из тысячи новорожденных упорно молчит, и взрослые подчас и не догадываются, что виной тому – нарушение слуха, с которым ребенок появился на свет. Если родители с первых месяцев жизни малыша не предпримут решительных мер, то ребенок так никогда и не услышит человеческую речь, а значит, не научится говорить.

Как вовремя заподозрить, что у малыша проблемы со слухом?

Причин тугоухости немало. Малыш может плохо слышать:

● если он родился раньше срока и/или весил при рождении меньше 1,5 кг;

● если сразу после рождения ребенок самостоятельно не смог вздохнуть, получил внутричерепную травму во время родов;

● если во время беременности мама перенесла опасную инфекцию (краснуху, грипп, герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз);

● если маму во время беременности лечили ототоксическими препаратами (некоторыми антибиотиками, мочегонными средствами);

● если тугоухость – наследственный недуг в семье;

● при генетических отклонениях.

На что обратить внимание

Как же проверить слух младенца? Врачи пока не научились определять, слышит ли ребенок в утробе матери. Но методы, позволяющие практически сразу после рождения точно сказать, слышит ли младенец, существуют. В Cкандинавии, например, всех новорожденных обследуют на предмет снижения слуха методом регистрации отоакустической эмиссии. Это объективный метод диагностики, поэтому он может применяться для исследования слуха даже у самых маленьких. К сожалению, в нашей стране пока нет практики проверки слуха у всех новорожденных. Поэтому родителям самим надо быть внимательными и понаблюдать за крохой:

● Вздрагивает ли ребенок от громких звуков в первые 2–3 недели жизни?

● «Замирает» ли, слыша голос взрослых в возрасте 2–3 недель?

● Поворачивает ли головку на голос матери в возрасте 1–3 месяцев, а в возрасте 4 месяцев – в сторону звучащей игрушки?

● Реагирует ли в полтора-шесть месяцев криком или широким открытием глаз на резкие звуки?

● Гулит ли в два-четыре месяца? Переходит ли это гуление в лепет к 4–5 месяцам?

● Появляется ли у него новый (эмоциональный) лепет при появлении родителей?

● Появляются у ребенка в возрасте 8–10 месяцев какие-либо новые звуки?

Если после таких наблюдений родителей что-то настораживает, им следует показать малыша врачу.

Последствие болезней

В случае сомнений обратитесь к специалистам и с малышом постарше – его тоже подстерегают неприятности: слух может пострадать от болезни (менингита, энцефалита, тяжелых форм кори и свинки), частых отитов (причем воспаление среднего уха протекает порой без заметных симптомов), от лекарств, дающих осложнения на уши, от черепно-мозговых травм.

Свою лепту вносит и технический прогресс, испытывая наше ухо непомерными нагрузками. От чрезмерно громких и длительных звуков чувствительные слуховые клетки во внутреннем ухе погибают. Один только гул улицы, не прекращающийся ни днем, ни ночью, – это почти 90 децибел. Что уж говорить об оглушительном реве реактивного самолета (120 децибел), подземки, рок-концерта. Уши просят пощады. А мы не слышим их мольбы и добавляем еще и музыку, льющуюся из наушников вездесущего плеера…

Проведенное в Московской области обследование выявило снижение слуха более чем у половины второгодников! Дети превратились в отстающих просто потому, что их вовремя не обследовали.

Модель «мультяшная»

Как только доктор диагностировал поражение слуха и признал, что ни лечение, ни операция проблему не решат (а в 90% случаев это, увы, именно так), нужно без промедления обратиться к слухопротезисту. Он подберет ребенку качественный слуховой аппарат и настроит его точно в соответствии с индивидуальными особенностями потери слуха. Только тогда ребенок с проблемами слуха сможет слышать, научится говорить, будет нормально развиваться, а потом сможет и обучаться в обычной школе. Но торопитесь: слуховые аппараты ребенку надо подбирать как можно раньше, сразу же после установления диагноза (в идеале – до шестимесячного возраста).

Наиболее благоприятный период для овладения языком – от 7–12 месяцев до 3,5–4 лет. Чем позже – тем хуже результат, тем больше потребуется усилий родителей и сурдопедагогов, чтобы ребенок овладел речью. Если с коррекцией слуха протянуть до пяти лет, научить ребенка связно говорить будет практически невозможно.

Конечно, малышу нужен особый аппарат: максимально прочный и легкий, незаметный для окружающих, чтобы ребенок не стеснялся его носить. Или, напротив, яркий, цветной, украшенный мультяшными персонажами, чтобы стал предметом зависти ровесников. Именно такие модели предлагают детям фирмы, специализирующиеся на выпуске современной цифровой техники. Специалисты предъявляют к слуховому прибору свои требования: он должен быть мощным, с широким диапазоном частот, максимально точно отображать звук. Ведь чем лучше аппарат, тем быстрее и лучше ребенок научится слышать и говорить, тем ярче и полнозвучнее будет его жизнь.

Ссылка на основную публикацию
Что делать, если болит желудок — Лайфхакер
Желудок болит что делать в домашних условиях В современном мире люди всё чаще обращаются за медицинской помощью, страдая от проблем,...
Чистка почек медикаментами и народными средствами
Чистим почки от камней безопасно и эффективно: список препаратов Почки – это органы-фильтры, которые освобождают кровь от продуктов обмена и...
Чистка сосудов лучшие народные средства, составы и рецепты для профилактики атеросклероза, очищения
Чистка сосудов. Как избавиться от холестериновых бляшек Накипь и бляшки Чем бы пройтись по сосудам, как ёршиком, чтобы убрать все...
Что делать, если болит зуб при беременности Cтоматология Люксар в Красноярске
Обезболивающее при беременности Одним из самых распространенных вопросов, на которые приходится отвечать специалистам СЦНТ “НОВОСТОМ”, является возможность применения обезболивающих препаратов...
Adblock detector