Что такое истинная и ложная доброта, существует ли добро и зло

Аргументы для сочинения 15.3 на тему: Доброта (ОГЭ по русскому языку)

Часто окружающий мир оказывается жестоким к людям. Может даже показаться, что доброта не имеет права на существование. Однако это чувство горечи и злобы не должно стать жизненным девизом, ведь доброта – это путь к спасению отдельного человека и мира в целом. Каждый читатель должен помнить об этом, поэтому Многомудрый Литрекон сделал список, где описал (своими словами) литературные примеры для сочинения-рассуждения 15.3, отвечающие на вопрос «Что такое доброта?». Если Вы хотите дополнить подборку, пишите в комментариях, чего недостает, и мы добавим.

  1. Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» — яркий пример доброты, спасающей жизни. Семья Мерцаловых находится в бедственном положении: отец потерял работу, они живут в сыром подвале, дочь заболела, а лечить ее не на что, остальные трое детей голодают. Мерцалов-старший обошел всех, у кого можно занять, но безуспешно. Тогда он решает покончить с собой, но встречает доктора Пирогова, который становится для Мерцаловых ангелом-хранителем. Он осмотрел больную дочь, бесплатно выписал ей лекарство и оставил деньги перед отходом. С этого времени бедность отступила. Пирогов не отвернулся от незнакомых людей, пожертвовал своим временем, деньгами и планами, и эта доброта заслуживает огромного уважения.
  2. Собиратель сказок Эгль, герой повести А. Грина «Алые паруса», был одним из немногих, кто проявил доброту к маленькой Ассоль. Девочку не любили в городе, она подвергалась несправедливым насмешкам. Сказочник встретил Ассоль, когда она относила игрушки, сделанные ее отцом, на продажу в лавку. Он рассказал, что после того, как девочка вырастет, ее заберет из этого недружелюбного места прекрасный принц, который приплывет на корабле с алыми парусами. Доброта Эгля дала Ассоль надежду на будущее счастье. Она смогла пережить несправедливое отношение к себе, вспоминая доброго сказочника и его историю.
  3. Василиса Егоровна, героиня повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», отличается добротой и сердечностью. Она любопытна и лезет во все дела своего мужа Ивана Кузьмича, коменданта крепости, но все это делает из добрых побуждений. Именно благодаря этой женщине даже на службе царит семейная и теплая атмосфера. Окружила она заботой и главного героя, Петра Гринева. С такой же простотой и любовью она до своей смерти пыталась защитить свою семью от бунтовщика Емельяна Пугачева. На ее примере читатель убеждается, что доброта – это сила, которая рождает в человеке внутреннее благородство.
  4. Наталья Савишна, героиня повести Л. Н. Толстова «Детство», служит у семьи Иртеньевых почти всю жизнь. Это добрая, простодушная и честная старушка. Она обожает своих господ, несмотря на то, что именно из-за них надежда на собственное счастье оказалась несбыточной. Даже после получения вольной Наталья Савишна остается с Иртеньевыми, потому что не может оставить их без своей заботы. Она бережет их имущество и видит в этом свое предназначение, потому что хочет всеми способами помочь семье. Великодушие в сочетании с жертвенностью делает образ героини практически святым. На ее примере мы видим, что доброта – это, прежде всего, отказ от эгоизма.
  5. Доброта и душевная красота присуща скромной крестьянке Лизе, героине повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Она трогательно окружает заботой свою мать, пытаясь обеспечить ее старость. Влюбленная в дворянина Эраста девушка полностью отдается чувству, делает все ради него. Однако ему наскучила такая преданность, герой уехал от Лизы, не найдя в себе силы даже окончательно расстаться с ней. Убедившись в его неверности, героиня решается на самоубийство. Но даже перед смертью она думает о маме и передает ей деньги, которые дал несостоявшийся жених. Данный пример говорит о том, что доброта – это стремление дарить тепло своего сердца другим людям.
  6. Андрей Соколов, герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека», пережил настоящий ад: бои на передовой, концлагерь, потеря всей семьи. После войны у него не было смысла жить. Но солдат встретил сироту Ванюшку, который тоже лишился всех близких и теперь вынужден бродяжничать. И Соколов сказал ребенку, что его отец выжил, и это он сам. Андрей не прошел мимо, тем самым дал надежду, что жизнь продолжается, и мальчику, и самому себе. Значит, доброта – это, прежде всего, сила, которая помогает душе возродиться даже после самых жестоких потрясений.
  7. В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» героиня проявляет истинную доброту, помогая всем односельчанам справляться с трудностями крестьянской жизни. Всю работу в селе она осуществляет безвозмездно и живет не ради наживы, а для того, чтобы быть полезной обществу. Она, к примеру, пустила в дом рассказчика, хоть и сама нуждалась в средствах. Подобное отношение к окружению – проявление добросердечности, которая заключается в бескорыстной любви к людям.
  8. В рассказе А. Платонова «Юшка» тщедушный и больной герой жил одиноко и замкнуто, поэтому соседи относились к нему с пренебрежением. Даже их дети нападали на него, так как мужчина не оборонялся и не жаловался, получая побои и издевательства. Все считали его жалким, однако после его смерти выяснилось, что Юшка тратил все сбережения на содержание и образование сироты. Только тогда люди поняли свою ошибку. Этот пример учит нас тому, что истинная доброта скромна, ведь ее суть – это бескорыстная помощь, не требующая оваций.
  9. В рассказе В. Распутина «Уроки французского» учительница демонстрирует доброту, спасшую жизнь ученика. Володя нуждался в еде и стал играть в азартные игры, чтобы хоть как-то прокормить себя. Заметив это, преподавательница решила помочь мальчику, и сама согласилась играть с ним, чтобы он, гордый и непреклонный, принял ее помощь в виде проигрыша. За это героиня поплатилась работой, но от своего дела не отступилась. Этот пример доказывает, что доброта – это бескорыстное и добровольное пренебрежение своими интересами ради спасения других людей.
  10. В рассказе К. Паустовского «Телеграмма» одинокая старушка доживала свой век в деревне, пока ее единственная дочка работала в городе. Хоть пожилая женщина и не получала должного внимания от Насти, она не позволяла себе осуждать ее и винить, прощала ей равнодушие. Великодушие дало матери силы смириться с поведением дочери и простить ее. Этот пример говорит о том, что доброта – это безграничная жертвенная любовь, возвышающая и очищающая душу.
  11. Силу доброты показывает А. Н. Островский в пьесе «Гроза». Катерина была несчастна в доме мужа, никто ее не поддерживал в противостоянии с Кабанихой, которая постоянно распекала ее упреками и придирками. Любовь и понимание героиня искала в супружеской измене, но так и не нашла. Поняв ошибку, жена признается в предательстве мужу, будучи не в силах его обманывать. Катерина была слишком добра, чтобы жить во лжи. Таким образом, доброта – это универсальный нравственный ориентир, позволяющий человеку поступать правильно.
  12. Обломов, герой одноименного романа И. А. Гончарова, отличается добротой и сердечностью. Он никому не желает зла, не гонится за богатством и привилегиями, ищет лишь покоя. Но при этом он не делает абсолютно ничего, чтобы проявить свои прекрасные качества и принести пользу людям. Он лежит на диване и ждет, когда его жизнь улучшится сама. Так, его обманывают, он теряет возлюбленную, но не может найти в себе силы сделать хоть что-то. Автор дает понять, что доброта без деятельности становится бесполезной.
  13. Соня Мармеладова, героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», является символом доброты и жертвенности. Она жалеет и поддерживает всех: отца-пьяницу, мачеху, сводных братьев и сестер. Чтобы обеспечить этих детей, Соня торгует собой. Совершая страшный грех, Мармеладова остается чистой и доброй. Она никого не винит в своих несчастьях, помогает всем окружающим. Она облегчает жизнь Родиону Раскольникову, совершившему убийство: помогает прийти к покаянию. Соня очищает все вокруг, ведь доброта – это способность делать мир лучше.
  14. Марья Болконская, героиня романа Л. Н. Толстого «Война и мир», отличается добротой и сердечностью. Она заботится о своем престарелом отце, который изводит ее своими придирками, а также воспитывает маленького племянника. Болконская отдает всю себя ради благополучия близких, мысленно уже попрощавшись с собственным счастьем, выполняя свой нравственный долг. Но ее доброе сердце обретает и любовь: Марья встречается с Николаем Ростовым, они женятся, она счастлива в семье. На ее примере читатель видит, что доброта – это нравственное превосходство человека над обществом, которое дает ему способность менять жизнь к лучшему.
  15. М. А. Шолохов в романе «Тихий Дон» показал весь спектр человеческих качеств, там есть место и доброте. Ильинична, мать семейства Мелеховых, отличается этим свойством характера, выражая собой лучшие качества материнства. Она способна понять и принять слабости каждого члена семьи, все простить и вытерпеть. Каждый из Мелеховых ощущает на себе ее заботу, всю себя она отдает ради счастья близких. Вся жизнь прошла в тяжелом труде, изменах и побоях мужа, но Ильинична все равно не считает ее несчастливой, потому что все это было ради детей. Доброта матери часто забывается, но без нее жизнь становится серой и печальной.
Читайте также:  Frautest не яркая вторая полоска

Доброта – важнейшее качество человека. Она освещает все вокруг, побуждает и окружающих быть лучше. Пусть не всех, пусть кто-то отвечает на доброту предательством. Но добрые поступки остаются в памяти люлей, а иногда и в вечности.

Что значит истинная доброта?

Доброта и жестокость – это два нравственных полюса жизни. Но жизнь – это не старый черно-белый фильм, где четко видна грань между добрыми и злыми персонажами. Каждый человек имеет как положительные, так и отрицательные черты характера, именно это делает нас уникальными. Нет истинно злых людей, ровно как и истинно добрых в нашем мире.

Примером истинной доброты для меня служит мать Тереза, которая даже причислена к лику святых за свою доброту. Но это, скорее, исключение, чем правило. Что же такое истинная доброта?

Мы привыкли, что в литературе побеждает добро. Это дает нам силу и веру в будущее. Конфуций утверждал, что «все люди рождаются добрыми». Есть ли примеры истинной доброты в русской классической литературе?

Наиболее ярким является образ Иешуа Га-Ноцри из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Философия этого человека заключалась в том, что все люди являются добрыми, только жестокое отношение делает из них бесчеловечных созданий. Даже проявившие жестокость к нему самому считаются добрыми. Это и палач, и даже Иуда. Иешуа даже был готов пойти на собственную смерть, но не смог отказаться от безграничной веры в добро.

Булгаков проповедует истину, что добро может породить добро, но никак не жестокость. Примером этого является Понтий Пилат, который вынес смертный приговор Иешуа из-за трусости. Он понимает, что поступает несправедливо, но закон важнее моральных качеств. Смерть Иешуа становится непосильной тяжестью для совести Пилата, он в порыве безысходности даже приказывает убить Иуду. Но жестокость ради восстановления справедливости тоже не приносит облегчения ему. Жестокость не может стать средством для истинной доброты, только внутренняя сила и вера в человека позволяют торжествованию справедливости.

Читайте также:  Платифиллин инструкция по применению показания, противопоказания, побочное действие – описание Platy

В романе «Преступление и наказание» воплощением истинной доброты является Соня Мармеладова. Девушка торгует своим телом, а это значит, что она отказывается от себя во имя своей семьи, которая этого не заслуживает. Эти невзгоды не делают Соню жестокой, она наоборот переполнена состраданием. Когда героиня романа встречает Раскольникова, она помогает ему встать на пусть истинный и спасти душу. Сострадание – самый лучший экзамен, который помогает сделать человека великодушным.

Истинная доброта – качество, которое никогда не устареет, ведь всегда и во все времена оно будет цениться среди людей. Быть по-настоящему добрым – значит никого не предавать, уметь сострадать и просто любить людей. Мне кажется, что если человек любит людей, то он уже добрый, потому что сложно причинять духовную или физическую боль тем, кого по-настоящему любишь.

Доброта

Доброта – это поведенческое проявление человеческих внутренних устремлений, касающееся желаний кому-то помочь, сделать приятно, а также вызвать любые другие положительные эмоции. Сюда же относятся сострадание и отзывчивость, способность прийти на помощь и проявить терпимость к другим.

Суть доброты заключается в отсутствии собственной корысти, а получение приятных эмоций от того, что благие дела совершаются для других и радость приносится окружающим. Добрый человек будет вносить это качество в мир не с целью получить то же в ответ и не ради выгодного положения, а потому, что не может поступить иначе. В психологическом контексте качество личности доброта рассматривается как социальное качество, основой которого является душевная чувствительность и высокий уровень развитого сочувствия и эмпатии.

Руководствуясь в своих действиях благими побуждениями относительно окружающих, человек может достигать нового восприятия мира, построения своей жизни совершенно иным образом, а также поменять не только окружение, но и качество отношений.

Что такое доброта

Доброта является душевным свойством, особенностью характера и личностным качеством, постоянно присущим человеку. Это про совершенно иное, когда она проявляется в какие-то периоды – это то, что присутствует постоянно и наиболее истинный вариант это спонтанное проявление доброты, идущей из сердца. Невозможно сегодня быть злым и совершать недостойные поступки, обижать слабых, использовать уязвимых, а на следующий день превратиться в доброго человека и жалеть тех же обиженных – такие перемены если и возможны, то требуют значительного периода времени, но чаще всего люди не меняются. Быстрые и резкие изменения полярностей являются темой психиатрии и патопсихологических состояний, а не вопроса проявления личностного качества.

Примеры доброты касаются исключительно поступков, и проявиться она может только в действенной сфере. Невозможно быть добрым только теоретически, не на словах, поскольку проявления добра и зла меряются делами, не совершая которые личность остается нейтральной. Само же понятие сходно с альтруизмом и даже во многом может заменить, но тут стоит ограничить от излишних проявлений видов обоих понятий – доброта не подразумевает того, чтобы человек отдавал последнее, снимал с себя всё ради другого, когда сам нуждается. Помощь может выражаться и в совете и в консультации, но никогда она не будет выглядеть, как вред самому себе. Доброта понимает, что, только оставаясь сильным и благополучным, можно помогать другим и чётко отличает манипуляции от необходимости участия.

Доброму человеку присуще принятие окружающих и происходящих событий, совершаемых действий такими, какие они есть, без долженствований, попыток переделать и получить удобную для себя личность. Попыток эгоистичного взаимодействия быть не может в контексте доброго отношения, тут больше задействуются механизмы, позволяющие понять чужую точку зрения, принять выбор и уже относительно адекватной оценки ситуации принять решение о невмешательстве или каких-то активных действиях. Важным критерием является то, что настоящая доброта может проявиться только после просьбы о помощи или совете, во всех остальных случаях, когда пусть даже благие с виду дела осуществляются для человека, но без его желания – это лишь психологическое насилие.

Развивается доброта в социуме, не являясь врождённым или запрограммированным, хоть каким-то условием. Маленьким детям рассказывают сказки, приводят примеры и пословицы, но больше всего имеет влияние то, как значимые взрослые обращаются друг с другом, а также в отношении незнакомых и даже животных. Перевоспитать вложенные с детства понятия потом тяжело, но поддаётся корректировке. С одинаковым успехом сложившиеся жизненные ситуации могут, как сделать злого добрее, так и обозлить изначально открытую и заботящуюся личность.

Исчезновению доброты способствует высокомерное отношение к другим и данный параметр можно исправить, поработав с неадекватным уровнем самооценки. Присутствие зависти заставляет человека постоянно конкурировать, пытаться искать способы унизить человека или отнять у него имеющееся, вместо радости успехам и помощи. Поскольку добрый часто пытается понять поступки других, простить совершённые ошибки получается легче и к такому человеку можно прийти не только для разрешения и помощи в каких-то вопросах, но и за покаянием, отпущением вины, снятием тяжкого груза с души. Это также является действием добра для другого, хотя может не влечь никаких физических перемещений, но подразумевать тяжёлую работу души.

Что будет без доброты

Без доброты жизнь будет совершенно иной, многие даже сравнивают это с подобием ада, где люди потеряют чувствительность к переживаниям других и перестанут помогать, а только использовать друг друга. Таким путём развития всё придёт не к взаимной поддержке, а к уничтожению тех, кто несёт угрозу или может быть хоть как-то полезен. Структура общества будет разрушена, поскольку изначально социальная форма жизни устраивалась, чтобы всем вместе, помогая и заботясь, было легче выжить.

Читайте также:  Куркумин лечит воспаления, очищает и восстанавливает клетки - Ecosh Life

Наиболее вопросом исчезновения доброты из общества обеспокоены духовные институты, священнослужители, а также специалисты, работающие в социальной сфере. Причастные к духовным практикам считают, что сами души людей трансформируются в чудовищ и в итоге все попадут в ад или заново будут проходить колесо сансары, в зависимости от конфессии. На ежедневном уровне исчезновения доброты приводит к ожесточению сердец и провоцирует все большее количество грехов.

Психологи исчезновение доброты видят как развитие личности по деградирующему пути, обратно приближающему животное к устройству стаи. Притом, что добро ориентировано на других, разрушает оно и личность самого человека. Только высокоразвитые индивиды, способные заботиться не только о себе, имеют высшую степень развития, отсутствие инфантилизма в поведенческих проявлениях и возможность развиваться дальше.

Доброта, как основа альтруистической коммуникации позволяет посредством такого взаимодействия развивать свою личность. Совместными усилиями люди не только могут большего добиться, но лучше узнать самих себя. Где-то проявленное сочувствие к другому позволяет допускать и прощать себе свои же ошибки, делать выводы и двигаться дальше.

Социальные науки, более руководствующиеся статистикой и глобальным закономерностями изменения законов социального взаимодействия, предполагают, что если качество искренней доброты исчезнет окончательно, разрушится весь социальный институт. Люди будут стараться выживать в одиночку, максимально не завися от других, поскольку заранее станет известно, что доброты и поддержки от других ждать не стоит, зато можно обжечься. Такое выживание вполне возможно в части государств, где преимущественно развиты технологии и минимизировано натуральное производство, но менее развитие районы все еще приспособлены к общинному выживанию, а значит, им грозит вымирание.

Выходит, что исчезновение доброты для человечества несёт только угрозу, несмотря на то, что индивидуально это приносит выгоду. Только хорошо продуманная линия, способствующая полной самостоятельности, позволяет человеку выжить без лояльного отношения к окружающим, получая выгоду. Но даже на таком индивидуальном уровне со временем наступит социальная изоляция или общение сохранит формальную направленность.

Какой должна быть доброта

Представление о том, какой доброта должна быть меняется с поколениями и сейчас она воспринимается близко к наивности, глупости и чудаковатости, хотя люди могут говорить о других необходимых проявлениях этого качества. Безусловно, говорится об искренности проявления, поскольку это подразумевает само понятие. Если человек совершает добрые поступки из-за принуждения или чтобы получить от этого хоть моральную, хоть материальную выгоду, то говорится не о доброте, а о продуманном поведении.

Доброта является постоянным спутником, поскольку считается внутренним личностным качеством, относящимся к постоянному регистру. Кроме того, что она может спонтанно проявиться, важной характеристикой является направленность доброты на всех живых существ. Если человек проявляет свои позитивные чувства относительно маленьких детей, но жесток со стариками или же способен навредить животным, но практически святой относительно людей, то это избирательность доброты и сочувствия, что исключено.

Могут быть проявления доброты, которые не с первого взгляда кажутся такими, иногда могут даже вызывать ощущение, что человек жесток. Это те варианты, когда человек не идёт на манипуляции других, а способствует их развитию, когда вместо веры пустым жалобам находит силы в других и способствует тому, чтобы человек сам встал. Доброта всегда направлена на соединение с другим, но не через самопожертвование, достигающее неразумных пределов, а через нахождение необходимого. Нельзя сказать, что доброта слепа и глупа, наоборот она способна чётко разграничить бедствующих от приживал, тех, кто действительно болен от ипохондриков и т.д. Это о том, чтобы помогать на равных, не принижая и не позволяя использовать себя.

Силы для того, чтобы поддержать других доброта берёт в собственном счастье и восприятии других такими же достойными счастья людьми. Это ориентация, прежде всего на позитивные стороны и предоставление их окружающим вместо негатива. Но стоит отметить, что истинная доброта не навязчива ни в своих идеях, ни в своих поступках, она предлагает ими воспользоваться или даёт возможность другому побыть рядом, не предпринимая серьёзных шагов в изменении этого уважения свободы и выбора другого человека.

Иногда дать человеку возможность побыть в трудностях, без активного подбадривания является более добрым поступком, чем все лекции коучей. Так же и улыбка в нужный момент может поддержать больше, чем разрешение проблем человека вместо него.

Личностная доброта обеспечивает открытость людям и вообще всем событиям, происходящим в жизни, помогает преобразовывать то, что не так и помогать происходить нужным вещам. Именно данное качество, минуя логический анализ и волевые усилия, делает человека ориентированным на хорошее будь то варианты выхода из ситуации или черты в собеседнике. Если всё идёт правильно, то путём ориентации на других человек получает прилив собственной энергии, причём она возникает для совершения благих дел, но отсутствует для негатива.

Тот, кто будет истинно добрым, в итоге становится притягательным не только для пришедших с корыстной надеждой на помощь, но и для тех, кто хочет разделить счастье. Те, кто способен искренне порадоваться порой ценятся больше тех, кто приходит в страданиях, ведь многие пытаются самоутвердиться или возвыситься за счёт других и помощи им, а вот в переживании чужого успеха можно быть искренним и сильным только со светлыми намерениями.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Ссылка на основную публикацию
Что такое аутоиммунные заболевания и почему они возникают
Аутоиммунные заболевания – что это, почему возникают, и можно ли с ними справиться? Комплексная диагностика заболевания в отдельных случаях не...
Что лучше выбрать Полиоксидоний в таблетках или свечах В чем разница
Что лучше: Полиоксидоний в таблетках или в свечах? Препарат, который называется Полиоксидоний, является лекарственным веществом, которое направлено на то, чтобы...
Что лучше Индометацин или Диклофенак и чем они отличаются В чем разница
Что лучше Индометацин или Диклофенак и чем они отличаются Индометацин и Диклофенак обладают противовоспалительными и обезболивающими свойствами. Механизм действия лекарственных...
Что такое аутоиммунный тиреоидит щитовидной железы симптомы и лечение
Аутоиммунный тиреоидит щитовидной железы: причины, симптомы и лечение Щитовидная железа— особенный орган человека, который обеспечивает все виды обмена веществ осуществляющихся...
Adblock detector