Что такое ПЭП и ММД и как помочь детям с таким диагнозом

Причины развития синдрома дефицита внимания с гиперреактивностью у детей

Рубрика: 11. Прочие отрасли медицины и здравоохранения

Опубликовано в

Дата публикации: 15.05.2017

Статья просмотрена: 3268 раз

Библиографическое описание:

Сагымбаев, Темирлан Баршанулы. Причины развития синдрома дефицита внимания с гиперреактивностью у детей / Темирлан Баршанулы Сагымбаев, А. С. Шакирова, А. В. Синицын. — Текст : непосредственный // Медицина: вызовы сегодняшнего дня : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 92-95. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/252/12464/ (дата обращения: 29.08.2020).

В последнее время диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей ставится намного чаще, нежели раньше. Связано это с тем, что улучшились методы исследования или же по-настоящему увеличилось число таких детей. В данном литературном обзоре мы, перечитав статьи, журналы, сборники статей и книги, разберем научные труды и мнения врачей, чтобы определить причины возникновения данного синдрома считающиеся актуальными в наше время.

Гуалтиери С. T. указывает что наблюдаемые у детей с СДВГ нарушения внимания и моторики связаны с предполагаемыми изменениями нейрофизиологической реактивности по отношению как к внешним, так и к внутренним стимулам. При зрелом типе корково-подкорковых отношений кора больших полушарий, в первую очередь фронтальные доли, приобретает способность управлять восходящими из подкорки активирующими влияниями. Это говорит о том, что активационные влияния, оптимальные по своей интенсивности, направляются в нервные центры, необходимые для выполнения данной конкретной деятельности. Проявления СДВГ объясняют с двух противоположных позиций — избыточности влияния активирующих систем ЦНС и их недостаточности. Исходя из теорий избыточности, дети с СДВГ получают чрезмерную стимуляцию, так как не в состоянии избирательно «отфильтровать» поступающую сенсорную информацию, в результате чего формируется перераздражение коры.

Кантвилл Д. Ф. в своей теории функциональной недостаточности активирующих систем мозга указывает на низкий уровень активирующих систем вместе со слабостью тормозящих контролирующих механизмов приводят к тому, что дети с СДВГ отвлекаются на стимулы, игнорируемые здоровыми детьми. (1)

Исследования Р. И. Мачинской и Е В. Крупской, базируются на предположении о двояком воздействии функционального созревания регуляторных систем мозга на развитие познавательных функций. В своем труде они говорят, что незрелость фронтоталамической системы и дефицит неспецифической активации у детей младшего возраста, по‐разному влияют на регуляцию когнитивной деятельности. У детей с незрелостью фронтоталамической системой был выявлен дефицит мотивационных и информационных компонентов внимания, а также дефицит большинства компонентов произвольной регуляции деятельности. У детей с дефицитом неспецифической активации в наибольшей степени страдает активационный компонент внимания. Эти данные подтвердились и при анализе функциональной организации коры головного мозга с помощью оценки когерентности ритмических составляющих ЭЭГ покоя: у детей с НФТС было обнаружено снижение степени функционального взаимодействия между височными и ассоциативными зонами левого полушария. (2)

В свою очередь Грибанов и Депутат в своём исследовании, направленные на сопоставление особенностей ЭЭГ и уровня развития интеллектуальных функций, отмечают, что для подростков с СДВГ характерно повышение медленно‐волновой активности ЭЭГ, изменение латентных периодов и компонентов вызванных потенциалов. Основываясь на этом, авторы делают вывод о том, что уровень развития коры больших полушарий и фронтоталамической области при СДВГ варьирует в некоторых пределах возрастной нормы, но в то же время, наличие СДВГ может тормозить их развитие. Снижение способности к восстановлению функций нейронов коры больших полушарий приводит к истощению в процессе непрерывной интенсивной умственной деятельности. (3)

Ван де Путте к настоящему времени опубликован ряд работ по электроэнцефалографическим исследованиям при СДВГ, в которых показано, что для ЭЭГ при изучаемом синдроме характерно снижение амплитуды спектральной плотности в широкой полосе частот от 9,5 до 20 Гц с преимущественным вовлечением лобно-центральных и теменно-височных зон коры головного мозга. Обнаружены ЭЭГ-признаки дисфункции нижнестволовых отделов в виде усиления синхронизации электрической активности в задних отделах полушарий мозга, которая связывается со снижением неспецифических активирующих влияний со стороны ретикулярной формации продолговатого и среднего мозга. Отмечается отсутствие возрастной динамики электрической активности мозга детей младшего школьного возраста с признаками СДВГ. Эти данные дают возможность понять, что синдром дефицита внимания с гиперрактивностью свидетельствует о незрелости коры полушарий. (4)

Баркли в своем труде указывает на то, что одним из главных патогенетических механизмов СДВГ является морфофункциональные нарушения в лобных зонах коры и подкорковых структурах мозга. В свою очередь, фактором для этого может служить энергетическое состояния головного мозга. Для оценки нейроэнергометаболизма используется метод анализа и топографического картирования уровня постоянных потенциалов головного мозга. Это исследование позволяет оценить суммарные энергозатраты головного мозга и интенсивность церебральных энергетических процессов. Исследования метаболизма головного мозга у детей с СДВГ выявили снижение суммарного показателя уровня постоянных потенциалов, что может быть связано с нарастающим истощением функциональных резервов мозга и значительным снижением энергозатрат в лобных отделах, а также уменьшением связей лобных отделов с другими структурами мозга, изменением межполушарных взаимоотношений. (5)

Гора Е. П. говорит о том, что ЦНС наиболее чувствительна к кислородной недостаточности, обусловленной воздействием различных патологических факторов или их сочетаний во время беременности и родов. Одним из наиболее значимых последствий ранних гипоксических поражений ЦНС является нарушение процессов миелинизации. В своем труде он установил, что префронтальная область относится к числу тех мозговых зон, где миелинизация завершается позднее всего, и ее темпы характеризуются значительными колебаниями. Вызванные же гипоксией биохимические и структурные изменения не просто являются причиной морфологических нарушений со стороны ЦНС, но и искажают нормальный ход сложных процессов онтогенеза мозга. Длительность протекания процессов морфогенеза ЦНС обеспечивает высокую пластичность мозга и значительные компенсаторные возможности в случаях его ранних повреждений. Эти особенности определяют потенциальную эффективность коррекционных мероприятий, проводимых детям с СДВГ, при условии их раннего назначения (6)

Датские доктора в своем исследовании взяли 3 возрастные группы количеством 120 человек в возрастных категориях от 5 до 35 лет с идущими или прошедшими синдромами дефицита внимания с гиперреактивностью. Данные больные были поделены на несколько групп по возрастам, расовой принадлежности, протеканию беременности, места и условия проживания. В своем труде они сделали вывод, что явным фактором, ведущим к развитию данного синдрома, явилась неблагополучная беременность, которая включила в себя: токсикоз третьей степени. На 14 неделе идет развитие гипофиза, токсикоз же является одним из факторов торможения его развития (7).

Грибанов, опираясь в своем труде на статью Барра, говорит о том, что показатели уровня постоянных потенциалов головного мозга при СДВГ свидетельствовали о снижении суммарных энергозатрат, дисфункции фронтальных структур и изменении межполушарных взаимоотношений. При этом микроэлементный состав организма детей с СДВГ характеризовался низким содержанием цинка, что может играть определенную роль в патогенезе этой патологии, оказывая опосредованное влияние на метаболизм дофамина, нарушение которого на сегодняшний день рассматривается в качестве основного механизма развития СДВГ. Кроме того, были обнаружены повышенные концентрации железа и свинца. Известно, что эти элементы в избыточных концентрациях являются токсичными и могут оказывать влияние на развитие симптомов этой патологии.(8)(9)

Читайте также:  Пентаксим вакцина комаровский; Печень и её здоровье

Морозова, опираясь на опыт Амена, говорит о том, что ранее это расстройство рассматривалось в контексте минимальной мозговой дисфункции и основной причиной его возникновения считалось органическое повреждение головного мозга в перинатальный период под влиянием различных средовых факторов. Так же она считает, что при этом в патогенетические механизмы вовлекается система ассоциативная кора — базальные ганглии — таламус — мозжечок — префронтальная кора, т. к. согласованное функционирование всех этих структур обеспечивает контроль внимания и организацию поведения. В доказательство она приводит пример дисфункции этой системы как этиопатогенетического фактора при СДВГ служат данные о наличии минимальных органических структурных дефектов, выявляемых у части детей методами нейровизуализации, а также указания на морфофункциональную незрелость с признаками корково-подкорковой дисфункции, которые подтверждены нейрофункциональными методами диагностики. Мрт-исследования головного мозга пациентов с СДВГ выявляют сокращение объема белого вещества в правой лобной доле, уменьшение размеров хвостатого ядра, скорлупы, мозолистого тела и мозжечка. Благодаря современным методам исследования, удалось обнаружить, что у детей с СДВГ обнаружены нарушения мозговой гемодинамики различного характера, преимущественно в вертебральнобазилярном бассейне.(10)(11)

Гасанов в своей статье делает вывод, что СДВГ считается полигенным расстройством, при котором одновременно существующие многочисленные нарушения процессов обмена дофамина и норадреналина, что обусловлено влияниями нескольких генов, перекрывающих защитное действие компенсаторных механизмов. Эффекты генов, вызывающих СДВГ, являются аддитивными, взаимодополняющими. Большинство проведенных им исследований говорит о том, что СДВГ — это полигенная патология со сложным и вариабельным наследованием.(12)

Фараон в своей монографии приводит случаи, где основными этиологическими причинами СДВГ являются генетические влияния, в меньшей степени — факторы органического поражения цнс. Эти причины способствуют нарушению функций нейротрансмиттерных систем дофамина и норадреналина. Гетерогенность и комбинация с различными факторами раннего органического поражения головного мозга, в свою очередь, определяют полиморфность клинических проявлений данного расстройства (13)

Часть российских и зарубежных авторов сходится во мнении, что в основе развития и появление СДВГ лежат генетические дефекты 5-й и 11-й хромосом. Этот генетический дефект сопровождается избыточным обратным захватом дофамина в нервных окончаниях и снижением реакции рецептора на дофамин. Дофамина обеспечивает распознавание нейромедиаторов. Максимальная концентрация рецепторов данного вида располагается в лобно-подкорковых структурах. (14,15,16)

Заключение: Таким образом, клинические проявления синдрома дефицита с гиперактивностью у детей сопровождаются рядом нейробиологических особенностей ЦНС. К ним относятся незрелость регуляторных систем мозга стволового и фронтоталамического уровня, нарастающее истощение функциональных резервов мозга, менее пластичная структура связей отделов головного мозга в целом. Выявление имеющихся нейробиологических особенностей у ребенка с СДВГ в сопоставлении с диагностическими критериями позволит значительно оптимизировать лечебно-коррекционную помощь.

Мир психологии

психология для всех и каждого

  • Главная
  • О нас
    • История
    • Команда
  • Новости
    • Сайт
    • Пресса
  • Дети
    • Стихи детей
    • Рассказы детей
    • Рисунки детей
  • Студенты
    • Лекции
      • Позитивная психотерапия
      • Психодиагностика
      • Психология семейных отношений
      • Перинатальная психология
      • Психосоматика
      • Патопсихология
      • Нейропсихология детского возраста
      • Нейропсихология
      • Анатомия и физиология детского организма
    • Рефераты
      • Психология
    • Курсовые
      • Психология
    • Билеты
      • Общая психология
      • Клиническая психология
      • Педагогическая психология
      • Философия
      • Психодиагностика
    • Дипломы
      • Психология
    • Аспирантура
      • Лекции
        • История науки
      • Билеты
        • Общая психология
        • Философия
    • Статьи
  • Взрослые
    • Родителям
      • До рождения
      • Дети от 0 до 1 года
      • Дети от 1 до 3 лет
      • Дети от 3 до 7 лет
      • Дети от 7 до 11 лет
      • Дети от 11 до 14 лет
      • Дети от 14 до 18 лет
      • Для всех
    • Калейдоскоп
  • Ссылки
  • Поиск
  • Skip to content

Нейропсихологические синдромы в детском возрасте.

Дисгенетический синдром — синдром дисфункции стволовых образований мозга; синдром дисфункции подкорковых образований.

Ствол и подкорка.

Развитие стволового ребенка изначально со смещением этапов, заранее дисгармонично.

Часто зубы формируются неправильно, не в срок, а раньше. Наблюдаются стигмы (знаки) о патологии: например изменена форма уха, эпикантус, монголоидный разрез глаз, фаланги пальцев в форме барабанных палочек, грыжи, нарушение развития внутренних органов, крипторхизм, фимоз. У девочек изменение полового развития, в дальнейшем нарушение цикла, сложности с зачатием.

У стволовых детей (если и ствол задействован и подкорка) — снижение иммунитета, диатез, нарушение работы эндокринной системы. Внешне дети очень худы или наоборот. Нарушение формулы сна, трудности с засыпанием. Проблематичное становление навыков опрятности — энурез, энкопрез.

Психические функции: крупная и мелкая моторика страдает. Долго не формируется избирательная активация. Можно заметить ложную леворукость Плохое развитие речи.

У подкорковых детей ситуация с психическими функциями получше. Подкорка очень рано берет на себя компенсирующие функции. Детки много и умно говорят.

В случае со стволовыми детками — трудно поддаются коррекции. Обучаются во вспомогательных классах.

В случае с подкорковыми детками — все зависит ото лба (воспитывается функционально). В процессе коррекционной деятельности будет простроена лобная доля и за счет подключения лобного контроля ребенок компенсирует подкорку. В таком случае ребенок будет интеллектуально сохранен. Если лоб «не воспитывают», то идет интеллектуальная недостаточность. «Я хочу» — ведущая позиция на всю жизнь.

В исследованиях наблюдается большой период врабатываемости, инертность вплоть до повторения задания, трудность переключения внимания (проявляется в пробах на динамический праксис), эхолалия, эхопраксия. Темп деятельности снижен, низкая работоспособность с истинными признаками утомляемости, зевота, ухудшение деятельности, колебания внимания или даже сознания, следовательно ухудшение памяти. У ребенка могут наблюдаться тонические нарушения в руках.

В школе могут нарастать признаки церебростении, головные боли, головокружения, давление, слабый вестибулярный аппарат. Проблемы с почерком. Позднее может добиться лучших результатов, но на данном этапе нет. У стволовых деток — левостороннее игнорирование. Сложности с ударением, ритмизация на всех уровнях нарушена. Школьная дезадаптация. Проявление неуклюжести на уроках физкультуры.

Чем можно подтвердить стволовые нарушения?

Маркеры ствола:

  • речь (6-7 лет)
  • обилие разных патологий на уровне организма, стигмы
  • искажение моторного развития: тики, заикания, тремор, тенденция к тикам (гипертонус, инертность)
  • леворукость (ложная)
  • нарушение деятельности черепно-мозговых нервов: косоглазие, астигматизм, нистагм, слюнотечение

Синдром функциональной недостаточности височных отделов.

Левый висок: страдает слухо-речевая память. Если подключается правый висок — то добавляется нарушение нужного порядка слов, происходит замена слов. Конфабуляции — замена по смыслу. Контаминации — замена по звукам. Нарушение слухо-речевой памяти сочетается с запаздыванием созревания фонематического слуха.

Правый висок: нарушение ритма, постановка ударений. Это проявления в нарушении фонематического слуха.

Теменные области: функциональная недостаточность теменных областей: кожно-кинестетическая чувствительность (куда дотронулась?), с 7 лет — кожное чтение. Проба на кинестетический фактор (он нарушен). Артикуляция речи нарушается — путаются звуки близкие по говорению. В письме путает «у» и «и», «о» и «а».

Тактильная память: если говорим о правом полушарии — то добавляется соматогнозис — соматические обманы на фоне повышения температуры (может казаться, что пальцы распухли и горячие).

Синдром функциональной недостаточности затылочных отделов.

Сам по себе затылок страдает редко.

При нарушении деятельности височно-затылочной области — трудности называния с 5-6 лет.

Читайте также:  Болят соски признак беременности · GitHub

При нарушении деятельности теменно-затылочной области- при копировании и воспроизведении геометрических фигур — трудности, зеркальность. Нарушение ориентировки в пространстве элементов на письме (строчку не держит). Пространственный фактор и в речи, и в предлогах, также право-лево, за или перед.

Синдром функциональной недостаточности лобных отделов.

Нарушение программирования, регуляции и контроля. Нарушение динамического пракcиса, контроля. Проба: ладонь, кулак, ребро — не запоминает. Речь бедная. Фразы примитивные. Слова, предлоги, слоги — не дописаны. Упрощение программы. Простейшие правила не запоминает.

Синдром функциональной недостаточности правого полушария.

Левостороннее игнорирование, резонерство, вычурность. Общая стратегия — симультанная — ориентация в целом.

Синдром функциональной недостаточности зоны ТРО.

В основном нарушен пространственный фактор и смысловая часть речи.

Дисфункция структур головного мозга

Когда после обследования врач пишет заключение, что у пациента дисфункция стволовых структур, такой диагноз, естественно, может, если не напугать, то насторожить несведущего в медицине человека. Что же представляет собой это заболевание? Попробуем разобраться в нем несколько подробнее.

Немного анатомии

Согласно термину, «дисфункция» — это не что иное, как нарушение какой-либо функции организма. В данном случае стволовых структур мозга. Что же являет собою ствол мозга? Под этим понимается анатомическое образование, которое отвечает практически за все функции организма, являющиеся жизненно важными. То есть ствол участвует в процессах сердцебиения, терморегуляции, дыхания, пищеварения и других. Когда возникают ситуации, при которых мозг пациента получает какую-либо травму, например, при родах, в результате ушиба, сотрясения, то также поражается и ствол. Отсюда происходят различные сбои его функций. При этом они могут иметь выраженные клинические признаки, а могут и не иметь. Во втором случае приходится выявлять нарушения, прибегнув к помощи специальных методов исследований и диагностики.

Когда имеется подозрение на то, что нарушились стволовые функции, то в большинстве случаев назначается проведение компьютерной томографии. Данный метод исследования позволяет обнаружить нарушения функций мозга, в том числе и стволовые в результате послойного изображения. В некоторых случаях обходятся без применения компьютерной томографии, это, как правило, касается случаев, когда отсутствуют основания, указывающие на мозговую травму.

В этой ситуации рекомендуется проводить электроэнцефалограмму. Это такой вид исследования, когда ведется запись и оценка электрических импульсов мозга. При поражении стволовых структур нередко удается обнаружить ирритацию ствола, которая показывает раздражение одного из отделов мозга.

Когда представляет опасность

Если у пациента травма головы и при этом есть такие нарушения, как утрата сознания, процессы кровообращения дыхания работают с перебоями, то это прямо может указывать, даже без проведения дополнительных обследований, что имеется дисфункция стволовых структур.

Также и в другом случае, когда у пациента не была травмирована голова, но проявились симптомы, выраженные в нарушениях сознания, наличии приступов судорог либо поражении нервов черепа. В таких ситуациях врач может провести ЭЭГ. Большая вероятность того, что при проведении данного обследования выявятся симптомы, указывающие на ирритацию мозгового ствола. Тогда перед врачом возникает задача по установлению причин ирритации. С этой целью могут быть назначены КТ или МРТ. Данная форма позволит выявить, например, новообразование, которое сдавливает или сдвигает стволовую структуру. Что, соответственно, и служит причиной появления указанных симптомов. Обе ситуация опасны для пациента и требуют быстрого вмешательства.

Стволовая дисфункция представляет серьезную опасность. Как уже говорилось, ствол располагает важными для обеспечения жизнедеятельности центрами дыхания и кровообращения, кроме этого в нем находятся черепно-мозговые нервы с ядрами. Нарушение функций этих структур мозга нередко провоцирует развитие:

  • Дисфонии, то есть слабости голоса.
  • Расстройствам речи, или дизартрии, когда во рту происходит нечто вроде пережевывания каши.
  • Дисфагии, которая выражается в сбоях процесса глотания.

Когда образуется очаг в стволе, то это приводит в одних случаях к параличу, и поражению нервов мозга в других.

Какие бывают дисфункции

Масса головного мозга сравнительно небольшая, его вес у взрослого пациента составляет в среднем полтора килограмма, тем не менее, мозг активно ведет управление практически всеми процессами, которые обеспечивают жизнедеятельность человеческого организма. Вместе с тем даже малейшие нарушения в нем способны серьезно сказаться на интеллектуальном развитии ребенка, его эмоциональном восприятии, поведении. Диагноз минимальной мозговой дисфункции в настоящее время выносится почти двадцати процентам детей. Дисфункция мозга имеет причину нервно-психического характера проявления. Если говорить более точно – она возникает по причине того, что слабо поражается центральная нервная система и бывает обусловлена различными факторами и с течением возраста может меняться. Более четкая картина прорисовывается, когда подходит время ребенку отправляться в школу. Факторы же, в основном, таковы:

  • Тяжелое течение беременности.
  • В результате тяжелых родов.
  • Различные инфекции.
  • Воздействие на женский организм в течение длительного периода токсических веществ;
  • В младенческом возрасте имел место недостаток ухода.

Дисфункция мозга кроме указанных выше причин может являться следствием черепно-мозговой травмы, которую пациент получил при падении или аварии, удара, а также в результате инфекционной болезни.

Бывают поражены разные части мозга и зависимости от того, в какой части образовалось поражение либо деформация, различают виды патологий. Это могут быть дисфункции мозга, его:

  • диэнцефальных структур. Отвечают за регуляцию сна, обменных процессов, аппетита, терморегуляцию;
  • стволовых структур. Они призваны отвечать за нормальное обеспечение основных процессов жизнедеятельности пациента – мышечного тонуса, дыхания, аппетита;
  • срединных структур. Играют также большую роль в жизненных основных процессах, и осуществляют контроль над эмоциональным состоянием пациента, вегетативными функциями нервной системы.
  • минимальная мозговая дисфункция. В результате ее возникают частые боли головы, детская гиперактивность, развивается повышенная нервозность. Пациенты жалуются на отсутствие памяти и утомляемость. Также можно наблюдать заторможенность развития, потерю внимательности, нарушенную моторику и речь.
  • венозная дисфункция. Она, как правило, служит причиной возникновения у пациента повышенной утомляемости и болей головы.

Теперь об этих функциональных различных нарушениях головного мозга более подробно.

Дисфункция диэнцефальных структур мозга

Минимальные функциональные поражения мозга могут затрагивать различные отделы, что сказывается на симптомах нарушений. Если поражается промежуточный участок или диэнцефальная область, то это, как правило, характеризуется расстройствами процессов обмена, сна и другими проявлениями, о которых говорилось чуть выше. Чтобы поставить точный диагноз, необходимо обратиться к специалисту-остеопату, он выяснит все причины расстройств в поведении, и примет необходимые меры для лечения. Главные усилия будут направлены на восстановление нормального кровообращения и приведение в норму подвижность основных мозговых структур. Применяя краниасакральные ручные техники, можно будет минимизировать осложнения родовой травмы, которые в большинстве случаев и служат провоцирующим фактором развития дисфункций.

Дисфункция стволовых структур мозга

За такие важные для организма процессы, как сердцебиение, регуляцию температурного режима и прочие функции несет ответственность ствол мозга головы. Он расположен между полушариями и спинным мозгом. Нарушение функций ствола может произойти по разным причинам:

  • при черепно-мозговом повреждении;
  • во время родов;
  • при несвоевременном лечении сотрясения и другим причинам.

Данное нарушение нередко имеет внешнее проявление. Например, у ребенка можно заметить выраженное изменение лицевых черепных костей, а также неправильно сформированный скелет полости рта. Также имеется вероятность проявления астении, что сказывается на недостаточном речевом развитии. К тому же часто нарушается тонус мышц, проявляются патологические рефлексы. Касаясь вегетативных реакций, можно заметить наличие повышенной потливости, в отдельных случаях – слюнотечения.

Читайте также:  Немеет кончик языка - 6 причин, что это значит, лечение 1

Для выявления отклонений в самом начале развития процесса, нужно ребенка сразу после рождения, (желательно, в первые несколько недель) или после полученной травмы показать врачу, специализирующемуся на данных болезнях. Если будет оперативно выявлено нарушение и назначена правильная схема лечения, то дисфункция ствола может быть обратима. Полноценный кровоток, подвижность структур мозга может быть восстановлена в самые короткие сроки.

Дисфункция срединных структур мозга

Их деятельность отвечает за то, чтобы нормально функционировала вегетативная нервная система организма, а также за процессы нормального сна и эмоциональное поведение. Нарушение функции срединных структур чаще всего возникает вследствие полученных травм во время родов или травмы (черепно-мозговой), которая была получена при ударе либо падении в последующий период. Данный термин применяется во время расшифровки ЭЭГ.

Симптомы, присущие дисфункции срединных структур головного мозг, включают в себя наличие так называемых таламических расстройства, а также различных нейроэндокринных синдромов, характеризующиеся:

  • снижением чувствительности, в основном, это присуще для лица и туловища;
  • понижением порога боли (развиваются сильные таламические болевые ощущения);
  • нестандартными контрактурами, интенционным тремором;
  • неестественным плачем и смехом;
  • ранним половым созреванием (типично при нарушении функции мозга головы у детей в эпифизарной области;
  • большим числом эндокринных нарушений, в зависимости от места поражения – гипертермией, гипотонией и гипертонией.

Минимальная дисфункция мозга

В настоящее время около двадцати процентов детей страдают минимальной дисфункцией мозга. Данное заболевание представляет собой легкую форму поражения функций мозговой структуры, которое выражается такими проявлениями, как гиперактивность, плохая память, отсутствие внимательности и другими признаками.

При посещении ребенком школы у него возникают сложности с учебой, он не может грамотно писать, с трудом запоминает пройденный материал. У таких детей может наблюдаться нарушение пространственной ориентации. Гиперактивные дети бывают излишне возбудимыми и импульсивными, они с трудом концентрируют свое внимание. Здесь большая роль отводится психологическому фактору. Надо чтобы такие дети были окружены вниманием.

Гипоактивные дети, напротив, выглядят вялыми и заторможенными, также не достаточно совершенна их пространственная ориентация. Нередко бывает нарушенной речь. Вегетативная нервная система бывает неустойчивой. Следует отметить, ММД может проявляться и в более поздние сроки. У подростков проявляется интерес к алкоголю или наркотикам, они становятся асоциальными, отмечается ранее вступление в половые контакты.

Минимальная мозговая дисфункция может проявляться на фоне разных осложнений. Чаще всего это происходит в период беременности либо при родовом процессе, когда имеет место временное кислородное голодание малыша или получение им травмы при сложных родах. Обнаружить ММД и избавиться от негативных последствий помогают специальные краниасакральные остеопатические ручные техники. Также нужно отметить, что у порядка семидесяти процентов детей течение болезни проходит при минимуме применения медицинских препаратов.

Венозная дисфункция

Проявляется нарушениями венозного оттока в результате нескольких факторов. Например, может быть следствием травмы головы, в том числе во время родов, сердечной недостаточности, развития новообразования. Повлиять на развитие недуга может тромбоз вен мозга головы. Для избавления от сдавливания вен мозга, в некоторых случаях бывает достаточным нескольких сеансов остеопатии. Если поставлен данный диагноз или имеются вышеназванные симптомы, нужно посетить врачебный кабинет, где остеопат сделает диагностику, и в случае необходимости назначит необходимое лечение.

При появлении у пациента головных болей, в частности, имеющих пульсирующий характер, которые возникают в результате перепадов артериального давления, связанных со сменой погоды, мигрени, можно подозревать о том, что имеются нарушения функций сосудов мозга. В том случае, когда транскраниальное ультразвуковое исследование обнаруживает наличие спазмов сосудов, которое в последствии, то можно говорить об артериальном спазме.

Дисфункция вен мозга имеет несколько иной характер течения, так как венах отсутствуют гладкомышечные элементы, способные сузить просвет. Боли головы, которым сопутствуют такие симптомы, как тошнота и рвота, возбудимость и эпилепсия, могут являться признаками венозной дисфункции. Также данная патология проявляется:

  • Тупыми головными болями по утрам.
  • Случаями обморочных состояний.
  • Наличием синеватого оттенка лица, или цианозом.
  • Ощущениями потемнений в глазах.
  • Отсутствием активности в первую половину суток.
  • Образование отека мягких тканей, к примеру, век.

Ирритация коры и диэнцефальных структур мозга

Ирритация характеризуется раздражением отделов мозга. В зависимости от места поражения проявляются характерные признаки патологии. Подобное раздражение в большинстве случаев не представляет собой отдельное заболевание, а выступает как симптом какой-либо болезни. Это может быть опухоли (злокачественные, доброкачественные), инфекции, нарушения обмена веществ, кровообращения. Их устранение проводится одновременно с лечением основной болезни.

Обнаружить проявление недуга можно посредством энцефалографии. Однако этого недостаточно для того, чтобы провести эффективное лечение. Необходимо выявить причину, для чего применяются:

  • томография компьютерная, МРТ;
  • ангиография и другие инструментальные методы.

Ирритация, как правило, проявляется в двух отделах – это подкорка и кора больших полушарий. Первая представлена отделами диэнцефальных структур. Срединные представлены: лимбической системой, мозолистым телом, прозрачной перегородкой, стенками третьего желудочка; стволовые – участками коры лобной и височной доли; стволом, промежуточным мозгом.

Поражения корковых полей

К образованию припадков эпилепсии и другим симптомам нередко приводит ирритация коры, отличительные признаки будут зависеть от места нахождения раздражения:

  • задний отдел (средняя лобная часть) приводит к появлению приступов, которые сопровождаются дерганьями глаз и головы, после чего начинают постепенно распространяться на другие участки тела;
  • адверсивное поле – к судорогам, возникающим на другой стороне тела, начало приступа характеризуется утратой сознания;
  • оперкулярная зона – к бесконтрольным глотательным манипуляциям;
  • центральная извилина – к приступу эпилепсии, начинающемуся с ручных, лицевых и ножных мышц;
  • задняя центральная извилина – к покалываниям и онемению;
  • затылочная доля – к припадкам и галлюцинациям;
  • височная доля – к припадкам и галлюцинациям слухового и обонятельного свойства;
  • черепные ямки – к нарушениям чувствительности лица, зрительным, слуховым, обонятельным сбоям.

Когда локальные симптомы ирритации не обнаруживаются, это может говорить о ее диффузном характере.

Поражения глубинных областей

В результате раздражения стволовых и срединных структур могут также возникать приступы эпилепсии. Кроме этого проявляются симптомы нарушения речи, вегетативные расстройства. Если поражаются нижние отделы стволов, то можно наблюдать сбои в сознании; у пациента может поменяться местами «день и ночь»; нарушается внимание, утрачивается частично память. При раздражении центральных отделов, в области серого бугра и других частях гипоталамуса также можно увидеть многие дисфункции, психопатологические расстройства.

Лечение, назначаемое при обнаружении симптомов дисфункции мозга головы, может назначаться только после того, как будут установлены причины, послужившие проявлению этого недуга. Необходимо будет провести дополнительную инструментальную диагностику и выявить основную болезнь. Помимо этого врачи широко используют нейропсихологическую диагностику, с помощью ее определяют расстройства речи. Для устранения нарушения используют психологический метод коррекции – нейрокоррекция и другие методы.

В заключение

Любые нарушения, которые связаны с головным мозгом, всегда являются серьезными и достаточно опасными для жизни. Поэтому при появлении тех или иных симптомов, нужно относиться к возникшей проблеме со всей ответственностью и сразу же обращаться в медучреждение за квалифицированным советом и помощью. В настоящее время имеется достаточно методик, чтобы вовремя распознать недуг и принять меры для правильного лечения. А это уже является своего рода гарантией для скорейшего выздоровления.

Ссылка на основную публикацию
Что такое аутоиммунные заболевания и почему они возникают
Аутоиммунные заболевания – что это, почему возникают, и можно ли с ними справиться? Комплексная диагностика заболевания в отдельных случаях не...
Что лучше выбрать Полиоксидоний в таблетках или свечах В чем разница
Что лучше: Полиоксидоний в таблетках или в свечах? Препарат, который называется Полиоксидоний, является лекарственным веществом, которое направлено на то, чтобы...
Что лучше Индометацин или Диклофенак и чем они отличаются В чем разница
Что лучше Индометацин или Диклофенак и чем они отличаются Индометацин и Диклофенак обладают противовоспалительными и обезболивающими свойствами. Механизм действия лекарственных...
Что такое аутоиммунный тиреоидит щитовидной железы симптомы и лечение
Аутоиммунный тиреоидит щитовидной железы: причины, симптомы и лечение Щитовидная железа— особенный орган человека, который обеспечивает все виды обмена веществ осуществляющихся...
Adblock detector