Физические упражнения при миопии средней степени (стр

Физкультура и спорт при нарушениях зрения: обзор законов

Группы здоровья, физкультурные группы, противопоказания к занятиям физкультурой и спортом при заболеваниях глаз: миопии (близорукости), гиперметропии (дальнозоркости), астигматизме, амблиопии, косоглазии, конъюнктивите.

Сегодня у врачей нет чётких, научно обоснованных рекомендаций для назначения режима физической активности пациентам с этими и другими заболеваниями глаз. Эта заметка — попытка систематизировать лишь правовую основу ограничений для занятий физкультурой и спортом. Содержание

  • Спорт и зрение
  • Медицинские группы для занятий физкультурой
  • Освобождение от физкультуры по зрению
  • Дополнительная литература

Спорт и зрение

В ответе А. Е. Вурдафту № 01-1-29/04-3620 от 24.06.16 Минздрав сообщил, что для выявления противопоказаний к занятию спортом и физической культурой существуют методические рекомендации «Медицинские противопоказания к учебно-тренировочному процессу и участию в спортивных соревнованиях» (Москва, 2014), разработанные ФГБУ «Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины ФМБА». Раздел по заболеваниям глаз представляет собой выдержку из более подробных методических рекомендаций Хурай А. Р. «Допуск к занятиям физической культурой и спортом при заболеваниях органа зрения» (Москва, 2010).

Оба издания содержат Перечень медицинских противопоказаний, применимый к конкретным видам спорта на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. Спортсменам, спортивным врачам и тем, кто интересуется каким спортом можно заниматься с плохим зрением, следует ориентироваться на этот перечень. Но его сложно применить к обычным занятиям физкультурой в школе.

Медицинские группы для занятий физкультурой

В этом же ответе Минздрав пояснил, что врачи должны распределять детей по группам здоровья на основании

  • инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей, утверждённой Приказом Минздрава РФ от 30 декабря 2003 года № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (Кодекс, Консультант, Гарант) и
  • правил комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних, утвержденных Приказом Минздрава РФ от 21 декабря 2012 года № 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» (утратил силу в связи с вступлением в действие Приказа Минздрава РФ от 10 августа 2017 года N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» (Кодекс, Консультант, Гарант)).

Приказ № 514н вводит следующий Порядок присвоения групп здоровья и физкультурных групп:

п. 22. На основании результатов профилактического осмотра врач, ответственный за проведение профилактического осмотра (прим. автора: участковый врач-педиатр):

  1. определяет группу здоровья несовершеннолетнего в соответствии с Правилами комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних, предусмотренными приложением N 2 к настоящему Порядку;
  2. определяет медицинскую группу для занятий физической культурой в соответствии с Правилами определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой, предусмотренными приложением N 3 к настоящему Порядку, и оформляет медицинское заключение о принадлежности несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физической культурой по форме, предусмотренной приложением N 4 к настоящему Порядку (в отношении несовершеннолетних, занимающихся физической культурой);
  3. направляет информацию о результатах профилактического осмотра медицинским работникам медицинского блока образовательной организации, в которой обучается несовершеннолетний.

Приложение № 2 к Приказу № 621 содержит Алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно (по результатам профилактических медицинских осмотров). В перечень вошли наиболее часто диагностируемые нарушения:

Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение «здоров».

Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.

Приложении № 3 к Приказу № 514н устанавливает следующие Правила для присвоения физкультурных групп:

  1. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим медицинским группам для занятий физической культурой: основная, подготовительная и специальная.
  2. К основной медицинской группе для занятий физической культурой (I группа) относятся несовершеннолетние:
    • без нарушений состояния здоровья и физического развития;
    • с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.

Отнесенным к основной медицинской группе несовершеннолетним разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.

  • К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой (II группа) относятся несовершеннолетние:
    • имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные;
    • входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний);
    • с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3-5 лет.

    Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.

    Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательной организации или в домашних условиях.
    Специальная медицинская группа для занятий физической культурой делится на две подгруппы: специальную «А» и специальную «Б».

    5.1. К специальной подгруппе «А» (III группа) относятся несовершеннолетние:

    • с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;
    • с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.

    Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).

    При занятиях оздоровительной физической культурой должны учитываться характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей несовершеннолетнего, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой.

    5.2. К специальной подгруппе «Б» (IV группа) относятся несовершеннолетние, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.

    Отнесенным к этой группе несовершеннолетним рекомендуются в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.

    Правила несколько размыты, поэтому конкретные показания или противопоказания нужно искать в других источниках.

    Приказ Министерства здравоохранения РФ от 1 марта 2016 г. N 134н «О Порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»» (Кодекс, Консультант, Гарант):

    1. Медицинские противопоказания к прохождению спортивной подготовки, занятиям физической культурой и спортом в организациях, к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО определяются в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения), разрабатываемыми и утверждаемыми медицинскими профессиональными некоммерческими организациями***, с учетом состояния здоровья лица, стадии, степени выраженности и индивидуальных особенностей течения заболевания (состояния), а также вида физической активности, предполагаемой нагрузки, вида спорта и спортивной дисциплины с учетом возрастных особенностей и пола лица.

    В клинических рекомендациях по офтальмологии эта тема не освещена. Далее следует рассматривать методические рекомендации, хоть и не имеющие юридической силы, но имеющие больший авторитет, чем частные мнения.

    Существует неопубликованное официально Минздрава России от 01.09.2014 N 15-2/10/2-6621 (Консультант, PPT.ru).

    Таблицы серьёзно отличаются, а какой из этих источников следует считать более авторитетным я не знаю. На мой взгляд таблица из методических рекомендаций Хрущева выглядит более логично и не противоречит Приложению № 3 Приказа № 514н при отношении пациентов с прогрессирующей миопией к спецгруппе «Б».

    Противопоказания

    1. физические нагрузки высокой интенсивности (бег в быстром темпе, прыжки в быстром темпе, эстафеты и др.);
    2. акробатические упражнения (кувырки вперед и назад, «мостик», «березка», стойка на руках и на голове и др.);
    3. упражнения на гимнастических снарядах, в т.ч. висы без опоры, подтягивание на перекладине, прыжки через коня (козла), упражнения на брусьях и кольцах и др.;
    4. упражнения, выполнение которых связано с длительной задержкой дыхания;
    5. упражнения, выполнение которых связано с натуживанием;
    6. упражнения, выполнение которых связано с интенсивным напряжением мышц брюшного пресса;
    7. упражнения, выполнение которых связано со значительным наклоном головы;
    8. упражнения, выполнение которых связано с запрокидыванием головы;
    9. упражнения, выполнение которых связано с резким изменением положения тела;
    10. упражнения, требующие напряжения органов зрения (упражнения в равновесии на повышенной опоре и др.);
    11. переохлаждение тела.

    Ограничения

    1. продолжительные физические нагрузки средней интенсивности (бег трусцой, бег в умеренном темпе, подвижные игры и др.);
    2. физические упражнения, направленные на развитие общей и локальной выносливости, скоростно-силовых качеств;
    3. физические упражнения с длительным статическим напряжением мышц;
    4. физические упражнения на тренажерах (необходим индивидуальный подбор тренажера со строгим дозированием физических нагрузок);
    5. физические упражнения, вызывающие нервное перенапряжение;
    6. упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела (прыжки в высоту, с разбега, спрыгивания и др.);
    7. занятия плаванием;
    8. круговые движения туловища и наклоны, особенно вперед. Круговые движения головой, наклоны головы.

    Ситуация осложняется Минобрнауки России от 30.05.2012 N МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья» (Кодекс, Консультант), которое не только содержит показания для назначения специальной группы “Б” в Приложении № 1 “Рекомендации по определению медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья обучающихся”:

    “При прогрессирующей миопии любой степени без осложнений, удовлетворительной реакции на пробу с дозированной физической нагрузкой, при регулярном офтальмологическом контроле и на фоне энергичного лечения”

    но и дублирует своим Приложением № 3 «Противопоказания и ограничения к выполнению физических упражнений с учетом заболевания» аналогичное Приложение № 3 Минздрава России от 01.09.2014 N 15-2/10/2-6621, приведённого выше.

    Освобождение от физкультуры по зрению

    Проблема допуска к занятиям физкультурой требует существенной доработки как на уровне законодательства, так и на уровне клинических рекомендаций. А пока родителям, врачам и учителям следует помнить, что чрезмерное или необоснованное ограничение физической активности может нанести здоровью ребёнка не меньший вред, чем её чрезмерное повышение.

    Многие родители и ученики считают, что присвоение специальной группы «Б», означает полное освобождение от физкультуры. На самом деле это не так.

    Спецгруппа «Б» предусматривает «в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации» (Приказ № 514н, Приложении № 3, пункт 5.2).

    Полное освобождение может быть выдано на время лечения острого заболевания или травмы по аналогии с листом нетрудоспособности (Таблица 2, Хрущев С. В. и др. «Специальные медицинские группы для занятий детей физической культурой (принципы отбора и критерии перевода)»). В этом случае после завершения курса лечения пациент либо считается здоровым и возвращается к своему обычному режиму, либо переходит в другую физкультурную группу.

    Физические нагрузки для детей с нарушениями зрения
    консультация по физкультуре по теме

    В материале отражены показания и противопоказания по физическим нагрузкам для детей с нарушениями зрения (с опорой на офтальмологическое заключение)

    Скачать:

    Вложение Размер
    fizicheskie_nagruzki_dlya_detey_s_narusheniem_zreniya.doc 65.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей и инструктора ФИЗО

    ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ ДЛЯ ДЕТЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

    Группы физкультурных занятий

    Группы здоровья детей

    Все упражнения в соответствии с возрастом

    1. Миопия слабой

    2. Гиперметропия
    слабой степени;

    3. Аккомодационное косоглазие;
    4. Амблиопия

    1. Неаккомодационное косоглазие (отсутствие бинокулярного зрения в очках)

    2. Миопия средней степени

    3. Гиперметропия высокой степени

    1. Бег на время (1-2,5 мин) в зависимости от возраста в среднем темпе по желанию ребенка (сколько может).

    2. Щадящие прыжки на 2 ногах, с ноги на ногу, через скакалку и другие

    с приземлением на носок.

    3. Наклоны вперед, туловище параллельно полу, руки в сторону, на

    пояс, к плечам, голову не опускать.

    4. Медленные повороты и наклоны головы.

    5. Медленные повороты

    туловища с поворотом головы.

    6. Статистические упражнения выполнять как динамические,

    например, при сколиозе, в и. п. —

    лежа на животе «лодочка».

    7. Лазание по гимнастической стенке без задержки на ней.

    8. Кувырки в сторону.

    а) сходящееся косоглазие

    Смотреть перед собой, вниз, на предмет в руках, на нос.

    б) расходящееся косоглазие

    То же, что и в подготовительной группе (индивидуально)

    Освобожденные от физкультурных занятий

    Все остальные упражнения

    Все упражнения в соответствии с программой с учетом возможностей детей

    На основании комплексного обследования дети разделены на 3 группы:

    Первая (основная) группа :

    • дети без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, с относительно высокой остротой зрения (от 0,5 до 0,9) на лучше видящем глазу, с коррекцией стеклами, к которым можно применять все формы физических упражнений, в соответствии с возрастными особенностями.

    Вторая группа (подготовительная) :

    • дети с более низкой остротой зрения, чем в 1-й группе, и имеющие отставание в физическом развитии, с перевозбужденной нервной системой . Эти дети по разрешению врача могут заниматься в основной или подготовительной группе. Дети занимаются по общей программе физического воспитания (Программа детского сада для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида, 1997). Они вместе с детьми основной группы участвуют во вводной, подготовительной и заключительной части физкультурного занятия, исключаются лишь упражнения, требующие особого напряжения, такие как прыжки в высоту и длину с разбега, сокращается число повторений одного и того же упражнения.

    Третья группа (специальная)

    • дети со значительными нарушениями зрения, оперированные, со значительными отклонениями в состоянии здоровья (изменения в сердечно-сосудистой системе, нарушения осанки, искривления позвоночника). Детям ограничивают упражнения на скорость, уменьшают дистанции в ходьбе, беге. Особое внимание уделяют дыхательным упражнениям. В устранении дефектов осанки большое место занимают упражнения для мышц плечевого пояса, спины, живота, способствующие образованию крепкого мышечного корсета.

    Коррекционная работа в первой группе :

    • повышение уровня физического развития: коррекцию двигательных качеств, навыков и умений, и на этой основе осуществляется коррекция недостатков зрительного восприятия.

    Коррекционная работа со 2-й группой детей :

    • улучшение показателей физического развития, отстающих двигательных навыков и умений и повышение работоспособности зрительных функций в процессе физкультурного занятия.

    Коррекционная работа в третьей группе :

    • преодоление вторичных отклонений, улучшение уровня физического развития, двигательных возможностей детей и создание режима отдыха для глаз на физкультурном занятии.

    Миопия средней степени группа по физкультуре

    6. Хирургические вмешательства при миопии

    7. Занятия физической культурой и спортом при близорукости.

    8. Ограничения к занятиям физкультурой школьников и студентов

    10.Основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью

    11.Физическая культура для студентов с близорукостью

    Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово “миопс”, означавшее: закрывать глаза мигая, от которого произошел современный термин “миопия”.

    Миопия (близорукость) является сильной сильной рефракцией, поэтому напряжение аккомодации в таких глазах не может улучшить изображения отдаленных предметов и миопы плохо видят вдаль и хорошо — на близком расстоянии.

    Принято выделять три степени миопии: слабую — до 3.0 дптр, среднюю — 6.0 дптр, высокую — свыше 6.0 дптр.

    По клиническому течению различают миопию непрогрессирующую и прогрессирующую.

    Прогрессирование миопии может протекать медленно и закончиться с завершением роста организма. Иногда миопия прогрессирует непрерывно. достигает высоких степеней (до 30.0-40.0 дптр.), сопровождается рядом осложнений и значительным снижением зрения. Такая миопия называется злакачественной — миопической болезнью. Непрогрессирующая миопия является аномалией рефракции. Клинически она проявляется снижением зрения вдаль, хорошо корригируется и не требует лечения. Благоприятно протекает и временно прогрессирующая миопия . Постоянно прогрессирующая миопия — всегда серьезное заболевание, являющаяся основной причиной инвалидности. связанной с патологией органа зрения.

    Клиническая картина миопии связана с наличием первичной слабости аккомодации, перенапряжением конвергенции и растяжением заднего сегмента глаза, происходящим после остановки роста глаза.

    Аккомодативная мышца в миопических глазах развита слабо, но так как при рассматривании близко рассположенных предметов напряжения аккомодации не требуется. клинически это обычно не проявляется, однако по данным, способствует компенсаторному растяжению глазного яблока и увеличению близорукости.

    Несбалансированность слабой аккомодации со значительным напряжением конвергенции может привести к спазму ресничной мышцы, развитию ложной близорукости, которая со временем переходит в истинную. При миопии выше 6.0 дптр постоянное напряжение конвергенции, обусловленное близким расположением дальнейшей точки ясного зрения, является большой нагрузкой для внутренних прямых мышц, в результате чего возникает зрительное утомление — мышечная астенопия.

    Растяжение заднего сегмента глазного яблока приводит к анатомическим и физиологическим изменениям. Особенно резко на зрительной функции сказываются нарушения в сосудистой и сетчатой оболочках. Следствием этих нарушений являются типичные для миопии изменения глазного дна. В начальных стадиях наблюдается миопический конус. Затем дистрофия сосудистой и сетчатой оболочек может захватить всю окружность диска зрительного нерва, образуя ложную заднюю стафилому, распространяясь на область желтого пятна, она приводит к резкому снижению зрения. В очень тяжелых случаях высокой миопии растяжение заднего сегмента склеры вблизи зрительного нерва вызывает образование ограниченного выпячивания глазного яблока.

    Растяжение оболочек глаза сопровождается повышенной ломкостью сосудов с повторными кровоизлияниями в сетчатку и стекловидное тело. Медленно рассасывающиеся кровоизлияния приводят к помутнению стекловидного тела и образованию хориоретинальных очагов на глазном дне. Особое значение имеет образование грубого пигментного очага, которое сильно снижает остроту зрения. Ухудшение зрения может наступить и в связи с прогрессирующим помутнением стекловидного тела, его отслойкой и развитием осложненной катаракты. Очень тяжелым осложнением высокой близорукости является отслойка сетчатки, развивающаяся в связи с разрывом ее в различных участках глазного дна.

    В развитии близорукости следует рассматривать следующие факторы.

    1. Генетический, несомненно имеющий большое значение, так как у близоруких родителей часто бывают близорукие дети. Особенно наглядно это проявляется в больших группах населения. Так, в Европе число миопов среди студентов достигает 15%, а в Японии — 85%.

    2. Неблагоприятные условия внешней Среды, особенно при длительной работе на близком расстоянии. Это профессиональная и школьная миопия, особенно легко формирующаяся, когда развитие организма не завершено.

    3. Первичная слабость аккомодации, приводящая к компенсаторному растяжению глазного яблока .

    4. Несбалансированное напряжение аккомодации и конвергенции, вызывающее спазм аккомодации и развитие ложной, а затем и истинной миопии .

    При современном уровне развития офтальмологии нет единой, достаточно обоснованной научной концепции развития миопии. Участие приведенных выше факторов следует считать достаточно вероятным, но убедительных данных о приимущественном значении какого либо из них нет. По-видимому, разные виды миопии имеют различное происхождение, а их развитие обусловлено одним из факторов или имеет сложный генез.

    Коррекцию миопии осуществляют рассеивающими стеклами. При назначении очков за основу принимают степень миопии, которую характеризует самое слабое рассеивающее стекло, дающее наилучшую остроту зрения. Во избежании назначения минусовых стекол при ложной миопии рефракцию в детском и юношеском возрастеопределяют в состоянии медикаментозной циклоплегии.

    При миопии слабой степени, как правило, рекомендуется полная коррекция, равная степени миопии. Носить такие очки можно не постоянно, а только в случае необходимости. При миопии средней и особенно высокой степени полная коррекция при работе на близком расстоянии вызывает перегрузку ослабленной у миопов ресничной мышцы, что проявляется зрительным дискомфортом при чтении. В таких случаях, особенно в детском возрасте, назначают две пары очков(для дали — полная коррекция миопии, для работы на близком расстоянии с линзами на 1.0-3.0 дптр слабее) или для постоянного ношения бифокальные очки, у которых верхняя часть стекла служит для зрения вдаль, а нижняя — вблизи.

    В период роста организма миопия прогрессирует чаще, поэтому особенно тщательно следует проводить ее лечение в детском и юношеском возрасте. Обязательны рациональная коррекция, устранение спазмов ресничной мышцы и явлений астенопии. Рекомендуются специальные упражнения для тренировки ресничной мышцы.

    При высокой осложненной миопии, кроме того, показан общий щадящий режим: ислючают физические напряжения (подъем тяжестей, прыжки и т. п.)и зрительные перегрузки. Назначают общеукрепляющее лечение и специальную терапию. Такие осложнения, как отслойка сетчатки и осложненная катаракта, требуют хирургического лечения. Однако эти предложенные лечебные мероприятия бывают недостаточно эффективными, и, несмотря на тщательное лечение, миопия часто прогрессирует и приводит к тяжелым осложнениям.

    Хирургические вмешательства при миопии

    Хирургическое лечение миопии в настоящее время получило широкое распространение. Исследования в этой области проводятся в двух основных направлениях: укрепление растягивающегося заднего сегмента глазного яблока и уменьшение преломляющей силы глаза.

    Хирургические вмешательства при миопии. Хирургические вмешательства при миопии любой степени сложности производят на хрусталике, роговой оболочке и склере.

    Идея о возможности повышения некорригированной остроты зрения при близорукости путем удаления прозрачного хрусталика была впервые высказана еще в восемнадцатом веке. В настоящее время удаление хрусталика при миопии производят только отдельные офтальмологи. Этот метод используется в основном при помутнении хрусталика у больных с близорукостью высокой степени. Его рекомендуют сочетать с предварительной склеропластикой, что значительно снижает число операционных и послеоперационных осложнений и позволяет получить более высокий визуальный эффект.

    В последние 20 лет получили развитие операции на роговице, выполняемые с целью изменить ее преломляющую способность при аметропиях. Предложено несколько разновидностей таких операции при миопии, которые производят для уменьшения оптической силы рогрвицы.

    Операции на роговой оболочке при миопии, естественно, не предупреждают ее прогрессирования и возникновения осложнений.

    Что касается близорукости высокой степени, то при ней основная задача — предупредить ее прогрессирование и развитие осложнений. Важную роль в этом играют склеропластические операции. Смысл их заключается в наложении своеобразного бандажа, преимущественно на заднюю поверхность глаза, чтобы предупредить дальнейшее растяжение склеры в этом отделе.

    Эффект склеропластики при близорукости состоит в прекращении или резком замедлении прогрессирования миопии, а также в небольшом уменьшении степени миопии и повышении остроты зрения.

    Занятия физической культурой и спортом при близорукости.

    Результаты ииследования последних лет, особенно касающиеся механизмов происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения.

    Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

    Ученые установили, что девушки 15-17 лет, имеющие близорукость средней степени, значительно отстают по уровню физической подготовленности от сверстниц. У них отмечается существенное снижение кровотоков в сосудах глаза и ослабление аккомодационной способности. Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100-140 уд./мин.) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаза, вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышения работоспособности цилиарной мышцы. После выполенения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд./мин.), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаз, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилеарной мышцы. Апробация методики физического воспитания детей с миопией средней степени с учетом указанных выше эффектов действия физических упражнений показала, что применение этой методики способствует профилактике прогрессирования миопии: спустя год в экспенриментальной группе рефракция уменьшилась в 37.2% случаев, осталась на прежнем уровне в 53.5% и увеличилась у 9.3%, тогда как в контрольной группе это наблюдалось в 2.4; 7.4 и 90.2% соответственно.

    Исследования ученых позволили установить, что снижение общей двигательной активности студентов при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического глаза. На основе результатов проведенных исследований разработана методика лечебной физкультуры для студентов и школьников с близорукостью и показана ее эффективность при применении в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования. Ю.И.Курпан обосновал методику физического воспитания студентов, страдающих близорукостью.

    Особенность физического воспитания школьников и студентов, способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования, состоит в том, что в занятия, помимо общеразвивающих упражнений, включают и специальные упражнения, улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

    Ограничения к занятиям физкультурой школьников и студентов

    Читайте также:  Обрезание у мальчиков - ответы на важные вопросы
  • Ссылка на основную публикацию
    ФЕМОФЛОР-16 Сдача анализов
    Анализ фемофлор скрин у женщин и мужчин: что это такое, какие инфекции входят? Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы...
    Успокоительные средства для нервной системы взрослого, подростка и ребенка без рецептов, растительно
    Седативные препараты для детей (детские успокоительные средства) Очень часто родители сталкиваются с капризами, беспокойством, плаксивостью или гиперактивностью у своих детей....
    Успокоительные средства после инсульта народные и традиционные
    От инсульта защитят почечный, печеночный и успокаивающий травяные сборы Мозг просит поддержки Инсульт — вторая причина смертности от сердечно–сосудистых заболеваний....
    Феназепам® (Phenazepamum) — инструкция по применению, состав, аналоги препарата, дозировки, побочные
    Феназепам® (1 мг) Инструкция русский қазақша Торговое название Международное непатентованное название Лекарственная форма Таблетки 0,5мг, 1мг, 2,5мг Состав Одна таблетка...
    Adblock detector