Социальное влияние внушаемость, конформизм, подчинение

Диагностика конформизма — самостоятельности (ИСП-4)

Конформизм (подобный – лат.) – некритическое принятие и следование господствующим стандартам, стереотипам. Конформизм может вызвать страх, внушение.

Конформность – тенденция допускать влияние на собственное мнение (пытаться действовать так же, как действует большинство, по внутреннему убеждению) и даже восприятие преобладающего мнения, Отношения или убеждения под давлением со стороны других, которое может отражаться или не отражаться в поведении (возможны комбинации приспособленчества к внешним обстоятельствам).

Разновидности конформизма

Конформность внешняя – внешнее соглашение с мнением большинства при внутреннем противлении.

Конформность внутренняя – убежденность в правильности мнения большинства и своей собственной позиции.

Нонконформизм – высказывание собственного мнения идущего вразрез с общепринятым, порой вопреки здравому смыслу, исходя из духа противоречия.

Самостоятельность (отсутствие конформизма, соглашательства) – принятие решений, инициативность совершаемых действий исходя из собственных побуждений, способность противостоять внешнему давлению.

Инструкция для испытуемого: В протоколе после каждого из 80 высказываний надо отразить свою точку зрения по семи бальной шкале. При ответах ориентируйтесь на первую мысль, которая придет вам в голову. Спасибо за добросовестно проделанную работу.

Шкала оценок:

7 баллов – безусловно да, полностью согласен;

6 – да, согласен;

5 – возможно да, более согласен, чем не согласен;

4 – ответ нейтральный, нечто среднее между да и нет (прибегать к этому ответу не чаше одного раза на семь утверждений, а по возможности и вообще не использовать);

3 – возможно нет, более не согласен, чем согласен;

2 – нет, не согласен;

1 – безусловно нет, полностью не согласен.

Текст опросника

1. Я демонстративно показываю свое согласие с мнением окружающих, чтобы не оказаться в изоляции.

2. Выражая согласие с окружающими, я пытаюсь обосновать их точку зрения.

3. Я всегда поступаю наперекор общепринятому мнению.

4. На меня бесполезно оказывать давление, я самостоятелен в принимаемых решениях.

5. Я принимаю чужую точку зрения, чтобы избежать наказания.

6. Принимая распоряжение начальника, я исхожу из того, что глупого человека руководителем не назначат.

7. Так уж случается, что если большинство «за», то я «против».

8. Я независим от мнения большинства.

9. Я солидарен с мнением большинства, так как от этого зависит дальнейшее одобрение моих действий.

10. Я уверен, что мнение большого коллектива ошибочным быть не может.

11. Я всегда сомневаюсь и склонен отстаивать противоположную точку зрения.

12. Мне трудно внушить что-нибудь против моей воли.

13. Чтобы не выглядеть «белой вороной» я соглашаюсь с мнением группы.

14. Я всегда прислушиваюсь к мнению пожилых людей, имеющих больший жизненный опыт.

15. Я негативист и в первую очередь пытаюсь найти уязвимые места у оппонента.

16. Деньги лишь средство для проявления моей независимости и самостоятельности.

17. Я соблюдаю нормы принятые в группе, даже если они мне не по душе.

18. Распоряжение начальника я стараюсь сделать намного лучше и быстрее.

19. Даже ощущая свою уязвимость, я буду идти до конца в отстаивании своей позиции.

20. Я прислушиваюсь к мнению окружающих, но решения принимаю самостоятельно.

21. Для меня важен внутренний покой, я не высказываю своего несогласия.

22. Я буду действовать также, как и сознательное большинство.

23. Даже возможное наказание не заставляет меня изменить своих взглядов.

24. Принимая решение, я рассчитываю только на собственные силы.

25. Буду как и все поддерживать кандидатуру выбираемого лица, хотя он мне лично не симпатичен.

26. Кто не с нами, тот против нас.

27. Чем больше на меня оказывают давление, тем ожесточеннее я сопротивляюсь.

28. Я проявляю инициативность только тогда, когда считаю это нужным.

29. Я поддержу начальника, чтобы не вылететь с работы.

30. Я принимаю чужую точку зрения, как более обоснованную.

31. Чем более авторитетное мнение, тем больше я пытаюсь отыскать в нем уязвимые места.

32. Я выступаю с критикой, если считаю себя правым.

33. Я могу чисто эмоционально (мимически или в жестах) выразить согласие с мнением говорящего человека, однако при этом я внутренне буду против.

34. В своем поведении я стремлюсь соответствовать требованию других людей.

35. В отстаивании своей позиции меня не останавливают возраст и заслуги собеседника.

36. Я могу взвешенно отнестись к своей самооценке.

37. Зачастую при выражении внешнего согласия, я имею противоположное мнение.

38. Я автоматически подчиняю свое мнение стандартам принимаемых решений.

39. Порой меня как будто «черт» подталкивает, знаю, что не прав, но иду напролом.

40. Моими поступками руководит чувство ответственности.

41. Если окружающие смеются неприличной шутке или анекдоту, я тоже смеюсь.

42. Я без внутренних конфликтов принимаю мнение группы.

43. В любом конфликте пытаюсь отстаивать свою позицию, даже если сомневаюсь в ее правильности.

44. Я свободен в принятии собственных решений.

45. В конфликте между преподавателем и группой я буду поддерживать мнение группы, даже если мы не правы.

46. По своему характеру я коллективный человек и всегда отстаиваю мнение большинства.

47. Для меня очень важно найти ошибку у лидера, начальника, компетентного лица.

48. При разрешении конфликтных ситуаций я полагаюсь на собственное мнение.

49. Я могу закрыть глаза на моральные устои, требования этики, так как без приспособленчества в наше время не проживешь.

50. Порой я уступаю желаниям других людей, не меняя своих истинных убеждений.

51. Дух противоречия толкает меня на поиск других путей решения общепризнанной проблемы.

Читайте также:  Можно ли давать зодак при ветрянке состав, применение

52. На меня не давит мнение «большинства – меньшинства», я исхожу из целесообразности решаемого вопроса.

53. Мой принцип – прояви внешнее согласие, иначе будешь отвергнутым.

54. По натуре я мягкий человек и соглашаюсь с приводимыми доводами.

55. К сожалению, большинство распоряжений, отдаваемых мне, идут вразрез с моими интересами.

56. Я не могу некритически изменить свое мнение в соответствии с требованиями большинства.

57. Я буду следовать моде, если даже она мне не по душе.

58. Мои родители всегда отличались лояльностью к существующим порядком в обществе.

59. Меня практически невозможно заставить что-либо делать против моей воли.

60. Я могу пойти против мнения коллектива, если уверен в собственной правоте.

61. Я промолчу, даже если мнение руководителя будет явно ошибочным.

62. Я подчиняюсь мнению большинства и не чувствую в этом ущемления своей самостоятельности.

63. Мое несогласие с мнением большинства порой возникает от того, что я не могу высказать собственной позиции.

64. Выбор будущей профессии – это мой собственный, самостоятельный выбор.

65. Чтобы улучшить взаимоотношения в группе я лучше подальше спрячу собственное мнение о некоторых ее членах.

66. Принимая мнения большинства, я нахожу убедительные доводы подтверждающие его правильность.

67. Вне зависимости от истинности я буду любой ценой отстаивать собственные убеждения.

68. Я не подчиняюсь силовому давлению и отстаиваю собственную позицию.

69. Исходя из коньюктурных соображений я могу открыто поддержать неверную позицию другого человека.

70. Я склонен прислушиваться в большей степени к мнению большинства, чем к собственным ощущениям.

71. Я не нуждаюсь в одобрении окружающих и поэтому свободно высказываю свою точку зрения.

72. Я не пойду на уловки и лучше потерплю поражение (получу плохую оценку и т.п.).

73. Я лучше откажусь от собственного мнения, чем буду отстаивать его.

74. Человек не принимающий мнения окружающих – это эгоцентрик, думающий только о себе.

75. По натуре я бунтарь.

76. Мною руководит совесть и моя свободная воля.

77. Я буду отстаивать позицию другого человека, чтобы использовать это в дальнейшем в своих интересах.

78. У меня никогда не возникало желания разделить мнение сомневающегося меньшинства.

79. У меня нет стремления поступать правильно.

80. Считаю, что зависимость от окружающих, это один из путей в рабство.

Ключ и интерпретация полученных данных

Диагноструются различные формы конформизма:

К – конформность внешняя;

Квн. – конформность внутренняя;

Н – нонконформизм;

С – самостоятельность.

Сопоставляются конечные суммы по вертикальным столбцам:

20-59 – слабое проявление характеристики;

60-99 – ситуативное проявление;

100-140 – выраженность качества, устойчивость его проявления.

Бланк для ответов

ИСП-4 7-безусловно да; 6-да»; 5-возможно да; 4-среднее; 3-возмо-жно нет; 2-нет; 1-безусовно нет.

К

Квн

Н

С

Кб

Тест «Глазомер»

Инструкция исследователю

Данное задание, кроме определения внушаемости, явилось экспериментальной попыткой проверки связи между внушаемостью и длиной инструкции. Используя длинную и короткую инструкции, испытуемым предла­галось определить, какая из двух геометрических фигур больше. На самом деле предлагаемые фигуры были одинаковыми. Задание выполняется в 2 сериях.

В процессе сравнения фигур в первой серии у испытуемых могут возникнуть вопросы о возможном равенстве фигур, на что экспериментатор должен ответить примерно следующее: «Задание выполняется самостоятельно, в инструкции все сказано. Ответы на вопросы только после выполнения задания».

Реквизит

Каждое задание помещалось на отдельной странице книжки размерами 10,5х15 см. Фигуры помещались внизу каждой странице. Диаметр круга, сторона квадрата и основание равностороннего треугольника были по 22 мм. (см. рисунок).

ЗАДАНИЕ 1 Вам предлагается сравнить по размеру два круга черного цвета А и В. На первый взгляд Вам может показаться, что эти два круга одинакового диаметра, но внимательно присмотревшись можно отметить, что один из них меньше (очень незначительно) по размеру, чем другой. Какой круг меньше по размеру А или Б ? А Б ЗАДАНИЕ 2 Один круг меньше! Какой? А Б
ЗАДАНИЕ 3 В данном задании Вашему вниманию предлагаются два равносторонних треугольника черного цвета. При пристальном рассмотрении каждого из них можно заметить, что они разные по размеру. Один из треугольников чуть больше другого. Какой из предложенных треугольников больше? А Б

Инструкция испытуемому

Задание выполняется вами самостоятельно.

Предупреждение!

Переворачивайте следующую станицу книжки только после выполнения задания и внесения своего мнения в протокол ставя соответствующий знак (Например: а > б и т.п.).Засеките время начала – Т1 (и окончания – Т2) выполнения 6 заданий. Внимательно прочитав инструкцию к заданию на стр. 1, отразите свое мнение в бланке для ответов. Переверните страницу и проделайте аналогичную операцию с другими заданиями. Сообщите об окончании выполнения работы.

Инструкция экспериментатору

После завершения первой серии вы говорите испытуемому, о том, что вопрос, в общем-то, был обоснованным. Если вопроса не было, то просто говорите о том, что: «Различия в размере фигур составляет очень маленькую величину (порой меньше 0,1 мм.) и не каждый человек способен уловить эту разницу. Поэтому я ввожу новое условие о возможном, гипотетическом равенстве отдельных фигур и прошу провести сравнение более внимательно еще один раз. Не забудьте засечь время».

Бланк для ответов

«Глазомер» Поставить знак между сравниваемыми фигурами

Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 141 ;

47. Конформизм и групповое давление

Конформизм – социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы.

Конформизм является одним из феноменов групповой динамики.

Виды конформизма:

1) уступчивость или внешний публичный конформизм – подчинение мнению группы при сохранении несогласия с ее позицией;

2) одобрение или внутренний личный конформизм – изменение поведения и убеждений под воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции;

3) нонкомформизм или негативный конформизм – реактивное сопротивление групповому давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека, даже по общепринятым вопросам.

Изучением конформизма занимались М. Шериф и С. Аш, которые в ряде экспериментов установили, что существуют различные уровни конформизма.

Уровни конформного поведения:

1) подчинение на уровне восприятия – изменение восприятия испытуемого под воздействием подставной группы;

2) подчинение на уровне оценки – признание испытуемым своей оценки ошибочной и присоединение к мнению группы, которое считается правильным;

3) подчинение на уровне действия – осознание испытуемым неправоты группы, но согласие с ней из-за не желания вступать с ней в конфликт.

Конформизм в определенной степени присущ каждому человеку, однако степень его проявления зависит от ситуативных и личностных факторов.

Ситуативные факторы конформности:

1) сложное задание или некомпетентность – чем меньше индивид уверен в своих силах, тем конформней его поведение;

2) количественный состав группы – конформизм выше при количестве членов группы от трех до семи. Увеличение численности группы более семи человек не ведет к увеличению степени конформизма;

3) качественный состав группы (их эрудиция и профессиональная принадлежность и пр.);

4) авторитетность человека, высказывающего противоположное мнение. При этом подчинение авторитету тем сильнее, чем ближе и легитимнее авторитет. Особенно высокую конформность вызывает институциализированный авторитет – авторитет формального статуса руководителя в данной организации;

5) сплоченность и единодушие группы. При этом, если в группе имеются люди поддерживающие испытуемого, то эффект давления группы снижается;

6) публичность ответов также увеличивает уровень конформизма;

7) работа на совместное вознаграждение повышает конформизм;

8) значимость принадлежности к группе увеличивает степень конформности.

Личностные факторы конформности:

1) возраст: наиболее подвержены конформизму люди в возрасте до 25 лет;

2) пол: у женщин конформизм несколько выше, чем у мужчин, что связано, как с выполняемыми ими социальными ролями в обществе и семье, так и со статусными различиями, стремлениями и потребностями;

3) культура: степень конформности населения в странах европейской и североамериканской культуры ниже, чем в странах азиатской культуры, утверждающей ценности коллективизма;

4) профессия: конформность зависит от необходимости в рамках профессиональной деятельности подчиняться начальству. Так высокий уровень конформности наблюдается у военных, участников оркестра и т. д.;

5) статус индивида: люди с высоким статусом обладают меньшей конформностью, чем люди с низким и средним статусом. Наиболее подвержены групповому влиянию индивиды со средним статусом.

Теории конформизма:

1) информационная теория Леона Фестингера строиться на том, что не возможно проверить всю поступающую информацию, поэтому приходится полагаться на мнение других людей, когда оно разделяется многими;

2) теория нормативного влияния основывается на том, что конформизм связан с желанием индивида обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе.

Проявление конформизма у старших дошкольников 1491

Панина С.И.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»
e-mail: cvetok792@mail.ru

Ершова Р.В.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»
e-mail: erchovareg@mail.ru

Феномен группового давления получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Новейший психологический словарь дает следующие определение понятию «конформизм» (Шапарь, 2005). Конформизм (лат. conformis – подобный, сходный) – пассивное принятие человеком существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. п. Следовательно, конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы. Конформность проявляется в изменении его поведения и установок по отношению к первоначально не разделявшейся им позиции большинства. Таким образом, мы можем утверждать, что конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы.

Исследования конформизма впервые были проведены в ставших ныне классическими исследованиях М. Шерифа (Sherif, 1936), С. Аша (Asch, 1951) и С. Милграма (Милграм, 2001).

По мнению В. Б. Шапаря (Шапарь, 2005), уровень конформности определяется комплексом причин, в том числе:

  • характеристиками индивида, подвергаемого групповому давлению: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и пр.;
  • характеристиками группы, являющейся источником давления: размер, степень единодушия большинства;
  • особенностями взаимосвязи индивида и группы: статус индивида в группе, степень его приверженности ей и пр.;
  • содержанием задачи, степенью заинтересованности человека в ней, его компетентностью.

Большая часть информации о причинах и факторах конформного поведения, в основном, получена благодаря социально-психологическим экспериментам, проводимым с участием взрослых людей. При этом сколько-нибудь развернутые данные о роли конформизма в развитии личности ребенка отсутствуют. Известно, что именно в дошкольном возрасте начинается процесс активного взаимодействия ребенка с другими детьми, его включение в группу сверстников, что во многом способствует развитию основ таких важных составляющих личности, как коллективизм, групповая идентичность. Вместе с тем преимущественная ориентация на других может быть связана с риском ограничения инициативы, самостоятельности, вследствие чего ребенок может потерять свою индивидуальность в современном обществе.

Целью настоящего исследования стало изучение некоторых факторов, влияющих на степень конформного поведения у старших дошкольников. Мы предположили, что конформное поведение старшего дошкольника связано:

  • с личностными характеристиками (самооценкой: дети с высокой самооценкой менее склонны проявлять конформность, чем дети с низкой самооценкой; полом ребенка: девочки более конформны, чем мальчики);
  • с социально-психологическими факторами, в первую очередь, статусом членов группы: конформность старшего дошкольника будет выше по отношению к взрослым, чем сверстникам).

В качестве методов исследования были использованы:

  • теоретический анализ психологической литературы;
  • эмпирические методы: методика «Лесенка» (В.Г. Щур), методика «Какой Я?», метод экспертных оценок, естественный эксперимент;
  • методы математико-статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента, r-коэффициент ранговой корреляции Пирсона).

В исследовании приняло участие 30 «наивных» испытуемых – 13 девочек и 17 мальчиков 6–7 лет. Обследование проводилось на базе ЦРР-Д/С № 24 «Белочка» г. Коломны.

Эмпирическая часть исследования состояла из двух этапов: на первом этапе исследования была изучена самооценка «наивных» испытуемых. Сравнив полученные результаты с помощью t-критерия Стьюдента, мы не обнаружили статистически значимых различий в уровне самооценки мальчиков и девочек.

Затем был проведен опрос экспертов. Двух воспитателей и психолога попросили сделать предположение о степени проявления конформности испытуемых в каждой из пяти экспериментальных серий.

На втором этапе исследования был проведен естественный эксперимент. Он включал в себя 5 серий.

В трех сериях эксперимента, целью которых было изучение конформного поведения старших дошкольников по отношению к сверстникам, участвовали 35 детей: пятеро «подсадных уток» и 30 «наивных» испытуемых. «Подсадные утки» предварительно были проинструктированы экспериментатором, поэтому всегда давали заведомо неправильные ответы. Все испытуемые работали с одним и тем же стимульным материалом, «наивный» испытуемый отвечал на вопрос экспериментатора последним. По данной схеме опрашивались все 30 «наивных» испытуемых.

В двух сериях эксперимента, направленных на выявление степени конформного поведения старших дошкольников по отношению к взрослым, участвовали 30 испытуемых и трое «подсадных уток» (двое воспитателей и психолог).

В первой и второй экспериментальной сериях «наивные» испытуемые должны были определить эмоциональное состояние персонажа на рисунке, находясь в группе сверстников (серия 1) и взрослых (серия 2).

В третьей и четвертой серии «наивные» испытуемые, вслед за «подсадными утками», должны были определить форму геометрической фигуры. Схема обеих серий была идентична. Всем участникам («подсадным уткам» и одному испытуемому) задавался вопрос: «Какой формы фигура?» Первыми на вопрос отвечали «подсадные утки», затем «наивный» испытуемый. «Подсадные утки» правильно определяли форму фигуры – квадрат. Далее демонстрировался треугольник и задавался аналогичный вопрос. Ответы «подсадных уток» вновь были правильными. Наконец, экспериментатор показывал круг. Определяя форму предъявленной фигуры «подсадные утки» отвечали неверно: овал.

Пятая серия эксперимента проходила в виде групповой игры под названием «Школьный урок», ее целью было выявление степени конформного поведения старших дошкольников в группе сверстников в ситуации морального выбора. Испытуемые должны были выбрать форму наказания не справившегося с заданием учителя ученика (поставить ученика в угол, провести с ним беседу, наказать его ремнем). «Подсадные утки» (пятеро старших дошкольников) перед началом игры получили инструкцию: «Ребята, если вы увидите, что ученик не справился с заданием, то вам нужно его наказать. Для этого надо поднять вверх карточку с изображением – ремня, другие карточки трогать не нужно». «Наивный» испытуемый получал другую инструкцию: «Представь, что ты – учитель. Ты даешь ученикам задание и контролируешь его исполнение. Если ученик не справится с заданием, то тебе нужно будет его наказать. Для этого необходимо самостоятельно выбрать способ наказания. Когда ты сделаешь свой выбор, подними соответствующую карточку». В ходе игры «учителя» показывали «ученику» заранее заготовленный экспериментатором рисунок и просили самостоятельно воспроизвести его в другой комнате. Приходя в другую комнату, «ученик» получал от помощника экспериментатора уже готовый, заведомо неправильный рисунок и возвращался обратно для его демонстрации «учителям». «Учителя», видя явное несоответствие между образцом и рисунком «ученика», принимали решение и последовательно поднимали вверх карточку, причем «подсадные утки» – с изображением ремня, последним карточку поднимал «наивный» испытуемый.

Отметим, что с целью контроля артефактов со всеми испытуемыми было проведено постэкспериментальное интервью, которое показало, что все дети безошибочно умеют различать эмоции и геометрические формы.

По результатам пяти экспериментальных серий было обнаружено следующее:

Важно отметить, что 20 % дошкольников, т.е. 6 человек (4 мальчика и 2 девочки) продемонстрировали полную независимость от мнения окружающих на протяжении всех пяти серий эксперимента. И только 7 %, т.е. 2 человека (1 мальчик и 1 девочка) проявили конформность на всех этапах исследования. Оставшиеся 73% (22 человека) давали смешанные ответы.

Сопоставление данных реального эксперимента и мнения экспертов позволило сделать вывод о том, что представления воспитателей и психологов о степени конформности старших дошкольников отличаются от реальных показателей. Дети более конформны, чем о них думают взрослые.

Проведенный на заключительном этапе исследования математико-статистический анализ данных позволил сделать следующие выводы:

  • представления взрослых (воспитателей, психологов) о степени конформности старших дошкольников существенно отличаются от реальных показателей. Дети более конформны, чем о них думают взрослые;
  • личностные особенности (уровень самооценки) ребенка слабо связан с проявлениями конформности. Лишь показатели по самооценочной шкале «счастье» коррелируют с изучаемым феноменом, что свидетельствует о том, что дети, имеющие высокие показатели по этой шкале, скорее всего, будут демонстрировать более высокий уровень конформного поведения;
  • в дошкольном возрасте конформное поведение не сопряжено с полоролевыми особенностями субъекта: статистически значимых различий в степени конформности между мальчиками и девочками не обнаружено;
  • наибольшее влияние на степень конформности в этом возрасте оказывают ситуационные факторы. Старшие дошкольники склонны проявлять более высокую степень конформности по отношению к авторитетной группе взрослых, работая с геометрическими фигурами, так как подобная ситуация имитирует процесс школьного обучения, который является для старшего дошкольника ценностно-значимым;
  • максимальную степень конформности дошкольники проявляют в ситуации морального выбора, требующей самостоятельного решения относительно суровости наказания другого человека. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте дети не готовы полностью принимать на себя ответственность в ситуации конфликта мотивов.
Ссылка на основную публикацию
Сопелка для детей инструкция по применению пластыря у детей до 1 года, с какого возраста можно приме
Инструкция по применению «Сопелка» представляет собой пластырь, клеящийся на одежду и содержащий эфирные масла, испаряющиеся в процессе применения. Состав 1...
Смесь Симилак состав детского питания от 0 до 6 месяцев, виды (Премиум, Комфорт)
В чем отличие смесей «Симилак» от других детских смесей? Отдельную статью мы решили посвятить ответам на вопросы — чем отличаются...
Смешанное вскармливание Материнство — беременность, роды, питание, воспитание
Смешанное вскармливание Как правильно кормить новорожденного на смешанном вскармливании Смешанное и искусственное вскармливание — не редкость в наше время. Почему...
Сопли у ребенка чем лечить и как остановить в домашних условиях
Как быстро вылечить сопли у ребенка: практические советы мамам Насморк без лечения проходит через неделю, а с лечением – через...
Adblock detector