Типы сказок в сказкотерапии ВКонтакте

Зеленщикова М.А. Типология психокоррекционных сказок

  • Конспекты занятий по развитию эмоционального интеллекта (4)
  • Профилактика эмоционального выгорания (2)
  • Взаимодействие со школой: основные направления работы (4)
  • Художественные мастер-классы (3)
  • Теоретические и методологические материалы для коллег (2)

Зеленщикова М.А. Типология психокоррекционных сказок

Типология психокоррекционных сказок

Характеристика и особенности типа

Сказки, созданныемноговековой мудростью народа и авторские истории. Создавались не для процесса консультирования, но могут успешно использоваться для этой цели. Являются источником приобретения опыта, разнообразных моделей поведения.

Народные сказки содержат в себе глубокие философские идеи об устройстве мира, о жизненных сложностях, опасностях. Являются своеобразным «концентратом» жизненной мудрости.

Авторские сказки более узкие и образные по своему содержанию. В них больше индивидуальных проекций писателя. Содержат в себе опасность негативного жизненного сценария. Могут быть отправной точкой для философского переосмысления безуспешных действий героев.

Создаются педагогами с применением учебного материала. Часто одушевляются абстрактные символы и предметы, создается сказочный мир. Раскрывают смысл и важность определенных знаний. Обычно сюжет строится на определенном разрушении обычного уклада жизни, для восстановления которого необходимо применить определенные знания.

Основной целью данного типа сказок является «мягкое» влияние на поведение ребенка, замещение неэффективной поведенческой стратегии на более продуктивную. Ребенку в некоторой степени объясняется смысл происходящего. Есть ограничения по возрасту (до 11-13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).

Обычно подбирается близкий к ребенку герой и описывается схожая с его жизнью ситуация. Вводится фигура психотерапевта (мудреца, советчика), который проясняет ситуацию, предлагает выход, советует, успокаивает.Дальше герой встает на путь исправлений.

Психокоррекционную сказку можно как читать без обсуждения, так и обсуждать, проигрывать, рисовать.

Психотерапевтические сказки – это сказки, «врачующие душу», раскрывающие глубинный смысл происходящего. Они не всегда однозначны, не всегда со счастливым концом, но всегда глубоки и проникновенны.
Зачастую не дают ответа, а оставляют человека с вопросом, способствующим личностному росту. Посвящены очень сложным вопросам жизни, философским проблемам бытия. Ориентированы на поиск смысла.

Очень важен выбор главного героя, не так прост, как в предыдущих типах, т.к. может раскрывать разныесубличности человека. В качестве героя можно выбрать идеальное Я клиента, его «королевское начало». Эти сказки могут быть обращены и к детям, когда им необходимо объяснить смысл смерти, горя, развода и т.д. В эту же группу можно отнести и сказки самого клиента.

Медитативные сказки создаются для накопленияположительного образного опыта, снятия психоэмоциональногонапряжения, создания лучших моделей взаимоотношений,развития личностных потенциалов. Главное предназначение медитативных сказок – сообщение нашему бессознательному позитивных моделей общения с миром. Отличительной особенностью этих сказок является отсутствие злых героев и конфликтов.

Чтение медитативных сказок сопровождается созданием определенной комфортной обстановки: приглушенного освещения, удобной позы, расслабляющей музыки.

Часто бывают ориентированы на расширение чувственных впечатлений, на проживание ощущений эмоционального принятия, тепла, раскрытие личностного потенциала.

22 вопрос. Основные типы сказок, используемых в сказкотерапии.

В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется 5 видов сказок (классификация Т.Д. Зинкевич – Евстегнеевой):

5) психокоррекционные, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются по-разному: анализ, имидж-терапия, рисование, куклотерапия, постановка сказок в песочнице, инсценирование и др.

И.В.Вачков классифицирует сказки в зависимости от целей воздействия сказки и выделяет два вида:

2) авторские, при этом в обоих типах сказок можно выделить художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, психологические (психосказка, например, сказки Д.Ю.Соколова, А.В.Гнездилова). Именно рассмотренный новый вид сказки (психосказка), по мнению И.В.Вачкова, призвана раскрыть перед ребёнком глубины его собственного внутреннего мира, развить его самосознание, помочь ему на пути становления его личности.

Выделяют пять видов сказок:

1. К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Читайте также:  Болит шея и кружится голова что с этим делать

Народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы, а процессы «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок.

Авторские художественные сказки. Они более трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.

2. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

3. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок имеет ограничение по возрасту (примерно 11-13 лет) и проблематике (неадекватное поведение, неэффективное поведение). Психокоррекционную сказку можно просто читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать.

4. Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души.

В процессе сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применения и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Все, что описано метафорой, сказкотерапия может качественно использовать, подбирая каждому соответствующий его интересам жанр.

Притча. Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, он сформулирован прямо. Обычно одна притча посвящена одному уроку. Притчу хорошо использовать тогда, когда требуется философское осмысление какой-либо ситуации или явления. Притча чаще всего посвящена духовным аспектам жизненных уроков.

Басня. Более короткая форма притчи с четко сформулированной моралью. Развитие этого жанра привело к интонации нравоучения. В сказкотерапии полезно использовать басни Эзопа, как первоисточник этого жанра. Более поздние басни Лафонтена и И. Крылова заимствуют сюжет от Эзопа. Важно отметить, что само жизнеописание Эзопа являются замечательным сказкотерапевтическим материалом.

Анекдот. Короткая форма притчи или басни, построенная на абсурде или нестереотипной реакции. Особо хороши анекдоты о Ходже Насреддине. С их помощью мы можем сформировать такое важное качество, как находчивость, а также умение творчески мыслить.

Легенда, былина, сага, эпос. Повествование о реальных исторических событиях, как правило, героического содержания. Эти жанры могут использоваться в работе с подростками.

Миф. Повествования о богах и героях. В мифах можно найти не только информацию о сотворении мира, но и описание разнообразных жизненных перипетий, проблемных взаимоотношений. Мифы несут информацию о смысле многих обычаев и о том, по каким законам организована жизнь. Благодаря мифам мы можем ощутить особенности национального менталитета. Поэтому использование мифов полезно для исследования проблемных взаимоотношений, и для познания многообразия окружающего мира и общих закономерностей его устройства.

Сказка. Наиболее многообразный жанр. Для сказок характерен так называемый «бродячий сюжет». То есть сказки разных народов имеют очень много общего. Поэтому есть все основания говорить, что сказки отражают общие закономерности развития событий, явлений, поступков. Кроме того, во многих сказках зашифрованы представления наших предков о будущем. И если мифы рассказывают о далеком прошлом, то сказки часто рассказывают о далеком будущем. Создавая сказку, человек не только рассказывает о своих проблемах, он в определенном смысле программирует себя.

Работа по коррекции агрессивности должна проводиться в 4-х направлениях:

Типы сказок в сказкотерапии

(Типология терапевтических сказок в помощь начинающему сказкотерапевту)

Сочиняя сказки в целях самотерапии и развития своего творческого потенциала, мы вскоре с удивлением обнаруживаем, что сочинённые нами сказки приносят пользу не только нам. Эти сказки с интересом слушают и просят пересказать ещё и ещё наши дети, наши ученики, наши пациенты. В конце-концов раз сочинённая сказка, выйдя из-под нашего пера, сразу же начинает жить самостоятельной жизнью.

Читайте также:  Травы для похудения рецепты для очищения организма от шлаков и выведения жидкости

Но сочинять сказки в рамках сказкотерапевтического тренинга можно по-разному — спонтан­но и туманно или со знанием дела. Знание, умение ориентироваться в типологии чего бы то ни было — ещё никому не повредило. Итак, давайте же приведём свои мысли в порядок, подступившись к типам сказок, используемых в сказкотерапии.

Их всего пять. Начнём по порядку.

Первый тип сказок. Дидактическая сказка

Дидактическая сказка — самая простая и ненавязчивая. Чаще всего её используют в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Цель дидактической сказки скромна — передать ребёнку некое новое знание, умение, навык.

Ну а кроме прочего — показать смысл и важность этого умения. Чаще всего такая сказка за­канчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки), которое ребёнок должен вы­полнить дома.

Круг знаний, умений и навыков, которым обучает дидактическая сказка, обширен. Это мо­жет быть замаскированный «под сказку» простой рассказ о том,

  • как и зачем нужно внимательно переходить дорогу,
  • как и зачем нужно поздравлять своих друзей с праздниками, например, с днём рождения,
  • как и зачем нужно научиться самостоятельно одеваться или заваривать чай,
  • как и зачем нужно убирать на место игрушки,
  • как и зачем нужно быть вежливыми с окружающими людьми.

Чаще всего функцию дидактической сказки выполняют короткие мультфильмы, сюжет кото­рых — прост и незамысловат и оттренировывает один-единственный навык.

Кстати говоря, дидактические сказки бывают и для взрослых людей (например, о необходи­мости пользоваться презервативами), но дидактические сказки для взрослых меньше распро­странены в силу того, что взрослые люди уже довольно скептически относятся к попыткам «расшевелить их» путём незамысловатой наглядной агитации в стиле «улицы сезам».

Ребёнок — совсем другое дело. Любое рутинное и скучнейшее для него занятие наполняется неземным волшебством и смыслом, если об этой рутинной вещи рассказать соответствую­щую сказку, «оживив», «одушевив» задействованные в ней предметы и процессы.

Второй тип сказок. Психологическая сказка

Психологическая сказка — чуть сложнее и одновременно — чуть проще. Психологическая сказка — это любая авторская история, содержащая вымысел. В этом заключается её простота. Но одновременно с этим, психологическая сказка имеет своей целью повлиять на лич­ностное развитие слушающего путём передачи важной информации в ярком метафориче­ском виде. В этом её сложность.

Так чем отличается дидактическая сказка от психологической? Да, собственно, только тем, что первый тип сказки концентрируется на обучении полезным навыкам, делам, действиям, бытовой стороне жизни.

А сказка психологическая полностью убирает быт из своих целей и задач. Психологическая сказка не будет учить Вас — как заварить свежий чай к маминому приходу. Психологическая сказка не станет рассказывать, как переходить улицу и как надуть шарики к дню рождения друга.

Но она сосредоточится на психологической стороне всех этих действий. Она сосредоточится на ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ слушающего и объяснит ему — зачем любить маму, зачем любить своих друзей и зачем вообще беречь свою молодую жизнь.

То есть, психологическая сказка «берёт шире». Человек, который понял, что маму нужно лю­бить, может теперь сам придумать несколько дел, помимо заваривания чая. Человек, кото­рый понял, зачем нужно беречь свою молодую жизнь, понял это не только в случае с перехо­дом улицы.

Третий тип сказок. Психокоррекционная сказка

Психокоррекционные сказки сочиняются и рассказываются с целью оказать мягкое влияние на поведение и установки человека — как взрослого, так и ребёнка. Сначала в такой психокор­рекционной сказке демонстрируется неэффективный и непродуктивный стиль поведения, а потом предлагается альтернатива.

События, которые происходят с героями психокоррекционной сказки могут быть похожи на события обычной жизни, а могут звучать как несколько абстрактные метафоры.

Вот, например, возьмём всем известную сказку про крошку Енота. Когда он скалился и крив­лялся, смотря в ручей — ему казалось, что в ручье живёт чудище. Но как только он решил улыбнуться ручью, вместо чудища в ручье появился добрый и симпатичный друг. Здесь идёт речь о важности улыбки при встрече с миром — очень похоже на события обычной жизни.

Читайте также:  Энтеросгель от глистов и Аллохол кому помог против паразитов, отзывы, инструкция

А вот психокоррекционная сказка, звучащая как более сложная и более абстрактная метафо­ра.

«Идёт Волк по лесу — грустный-грустный и плачет. Навстречу ему Зайчонок. «Что ты пла­чешь, волк?» — спрашивает Зайчонок. «Никто меня здесь не любит» — отвечает ему Волк — «ухожу жить в другой лес».

«А свои страшные зубы ты с собой берёшь?» — спрашивает Зайчонок»

Сказки такого, второго типа нуждаются в обсуждении и прояснении. Здесь важно дать вы­сказаться первому — тому, кто эту сказку слушал. Очень часто мнение психотерапевта может расходиться с мнением слушателя. Тогда совместными усилиями они придумывают тот ва­риант сказки, который устроил бы обоих.

Четвёртый тип сказок. Психотерапевтическая сказка

Психотерапевтическая сказка — это жемчужина в короне сказкотерапии. Эти сказки обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Темы, которые затрагиваются в психотерапевтических сказках — отношение человека к самому себе, к миру вообще и к другим людям. Цель психотерапевтической сказки — оказать своевремен­ную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, выле­чить психоэмоциональную травму. Чаще всего для создания психотерапевтических сказок используется арсенал религиозных духовных притч.

Я предлагаю всем, кто интересуется этим типом сказки в первую очередь обратиться к буд­дийским джатакам, а также к малоизвестным сказкам Андерсена.

Пятый тип сказки. Медитативная сказка

Медитативная сказка — самая сложная. Её под силу создать и рассказать (получив нужный эффект от слушательской аудитории!) лишь тем, кто одарён свыше даром рассказчика, боя­на, скальда, аэда, акына, Шахерезады . ну, в общем, дорогу эту осилит тот, кто «в своих прошлых жизнях», вероятно, рассказывал истории королям и пастухам, кого приглашали в дворцы и к ночному костру, и тот, кто уже в этой жизни, в далёком детстве доводил до ледя­ного ужаса соседей по койкам на мёртвом часе в пионерлагере, и кому не составит труда, держать в напряжении слушательскую аудиторию, рассказывая, в общем-то какую-то спонтанную ересь.

Итак, что требуется от медитативной сказки:

  1. Создание насыщенного эмоционального состояния у слушателей
  2. Создание ярких сказочных образов, которые без труда смогут визуализировать даже те, кто визуализировать не умеет.
  3. Разговор с бессознательным.
  4. Глубокое погружение слушающего в сказочный процесс.

Чего НЕ требуется от медитативной сказки:

  1. от неё не требуется иметь чёткий и ясный сюжет.
  2. Строгое начало и понятный конец.

Медитативная сказка работает с юнговскими архетипами. А вы знаете, какой главный при­знак у того, что перед нами -юнговский архетип? Главный признак — ничего не понятно!

Поэтому, чем туманнее и а»сумасшедшее» будут завихрения сюжета в медитативной сказке, тем ближе к Юнгу.

На что нужно ориентироваться, пытаясь сочинить медитативную сказку?

Ориентируйтесь на сны, если Вам снятся сложные, многоступенчатые сновидения — то на­чните с их художественного пересказа.

Медитативные сказки лучше всего работают тогда, когда их слушают в специально создан­ных условиях, способствующих а) релаксации и б) нагнетанию определённых психоэмоцио­нальных состояний.

Для чего рассказывают медитативные сказки?

Медитативная сказка обычно служит прологом, настроем к психотерапевтическому сеансу.

Однако она может выполнять и самостоятельную функцию — поднимать «наверх»материал Бессознательного, который нужно отрабатывать, пробуждать личностный потенциал челове­ка, служить подсказкой к принятию самостоятельного решения.

В этом смысле мне очень нравятся короткие сказки Толкина и сборник сказок Джоан Ро­улинг «Сказки барда Бидля».

Хотя. медитативные сказки — это мой любимый жанр, которому я отдаю нескрываемое предпочтение и в связи с этим, хочу предупредить: сокровищница, где хранятся медитатив­ные сказки отнюдь не исчерпывается Толкином и Роулинг. Ищите и обрящете.

Елена Назаренко

© www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее.

Ссылка на основную публикацию
Типовые нарушения кос и их классификация
Нарушения кислотно-основного баланса James L. Lewis, III , MD, Brookwood Baptist Health and Saint Vincent’s Ascension Health, Birmingham 3D модель...
Темная моча у ребенка 2, 3, 4 года жизни, причины коричневого цвета
Почему у ребенка очень темная, цвета чая, коричнево-желтая моча Среди всех побочных продуктов жизнедеятельности именно моча – индикатор здоровья человека....
Темнеет в глазах — причины, что делать
Основные причины появления темного пятна в глазу Этиология Потемнение в глазах и головокружение может быть обусловлено следующими этиологическими факторами: низкий...
Типун на языке причины и лечение, как избавиться с помощью народных средств, фото типуна на языке
Типун на языке: причины возникновения и лечение Появление типуна во рту когда-то связывали с неосмотрительными речами и лживостью человека. И...
Adblock detector