ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — Большая Медицинская Энциклопедия

5. Типы высшей нервной деятельности собак

5. Типы высшей нервной деятельности собак

Различные собаки не одинаково поддаются дрессировке. Одни животные легко, быстро и прочно усваивают отрабатываемые навыки (условные рефлексы), другие поддаются дрессировке медленно, но выработанные навыки закрепляются у них прочно. Встречаются и такие собаки, которые плохо поддаются дрессировке и проявляют слабые служебные качества. При недостаточной теоретической подготовке дрессировщик может совершить большую ошибку, пытаясь объяснить это различие неодинаковой психической одаренностью собак, считая, что существуют собаки умные и глупые, ленивые и старательный, радивые и упрямые.

Такое объяснение неверно. Оно ведет лишь к так называемому «очеловечиванию» собак. Правильное, научное объяснение различной податливости собак дрессировке впервые было дано академиком Павловым (учение о типах высшей нервной деятельности и «характере» собак).

Своими многочисленными исследованиями Павлов доказал, что различие в поведении собак, прежде всего, обусловливается определенным комплексом основных свойств нервной системы. Эти свойства зависят от раздражительного и тормозного нервных процессов, постоянно составляющих целостную нервную деятельность, от их силы, равновесия и подвижности. Чем же определяются и характеризуются эти свойства, на основе которых Павлов подразделяет собак по типам высшей нервной деятельности?

Под силой нервных процессов следует понимать напряженность деятельности, которую может выносить нервная система собаки в процессе возбуждения или торможения. Показателем силы процесса возбуждения является стойкость этого процесса в случае действия на нервную систему раздражителей большей силы, а также в случаях перенапряжения нервной системы в процессе дрессировки и практического использования собак. Если у собаки в результате воздействия сильных раздражителей (например, в процессе приучения к выстрелу) легко возникает явление запредельного торможения, то это говорит о слабости процесса возбуждения. Если собаку, имеющую слабый процесс возбуждения, заставить многократно повторять одно и то же действие, которое требует большого напряжения нервной деятельности (например, хождение на буме, повторение упражнения, настойчивое раздразнивание), у нее легко разовьется запредельное торможение. В результате этого у собаки будет наблюдаться угнетенное состояние: она станет вялой, начнет отказываться от выполнения данного навыка. Чтобы определить силу процессов возбуждения, можно также использовать способ повышения пищевой возбудимости. Для этого собаке в течение одних-двух суток не дают пищу. Ослабление всех условных рефлексов, которые подкреплялись пищевым раздражителем, будет свидетельствовать в этом случае о явной слабости процесса возбуждения. Если же этот процесс достаточно силен условные рефлексы, требующие пищевого подкрепления, будут выражены более резко.

Сила тормозного процесса определяется путем напряжения этого процесса. Это напряжение наиболее ярко проявляется в действиях собаки, ограничивающих ее возбудимость (выдержка в различных положениях). У собаки со слабым тормозным процессом выдержка вырабатывается трудно и срывается, если ее удлинять без предварительной тренировки сверх того времени, на которое она установлена (например, с двух до трех-четырех минут).

У собак со слабым тормозным процессом трудно прорабатываются такие общие приемы дрессировки, как движение рядом с дрессировщиком и прекращение нежелательных действий. Это происходит потому, что воспитание данных навыков требует сильного и активного процесса торможения. Показателем хорошей силы тормозного процесса у собаки является скорость и прочность образования дифференцировок (способности различать отдельные условные раздражители). У собак со слабым тормозным процессом легко и быстро вырабатываются положительные условные рефлексы, но с трудом — тормозные.

Под термином «подвижность процессов возбуждения и торможения» следует понимать быстроту и легкость смены процесса возбуждения процессом торможения (и наоборот); под «недостаточной подвижностью» — медленную взаимозаменяемость процессов.

Показателем хорошей подвижности нервных процессов при дрессировке является быстрота перехода собаки из состояния выдержки к выполнению вновь подаваемой команды, а также соблюдение выдержки после принятого по команде положения. Такие животные легко выполняют и действия противоположного значения, например команды «Фасс» и «Фу» или посыл на подачу предмета и запрещение на его взятие (по команде «Фу»). У собаки с подвижными нервными процессами быстро и легко вырабатываются положительные и отрицательные условные рефлексы.

Различные типы высшей нервной деятельности зависят от того, как между собой сочетаются указанные свойства нервной системы.

И. П. Павлов установил четыре основных типа высшей нервной деятельности (ВНД): возбудимыйнеуравновешенный (холерик), уравновешенныйподвижной (сангвиник), уравновешенныйспокойный (флегматик), слабый (меланхолик).

Собаки возбудимого типа (холерики) обладают сильным процессом возбуждения и ослабленным торможением. В результате отсутствия равновесия между этими двумя процессами преобладающим является процесс возбуждения. Собаки этого типа характеризуются большой двигательной активностью: за один и тот же промежуток времени они совершают значительно больше движений, чем собаки других типов.

Однако только по двигательной активности нельзя определять тип ВНД собак. Основное значение для определения типа ВНД имеет условно-рефлекторная деятельность.

У собак возбудимого типа быстро образуются положительные условные рефлексы и очень медленно вырабатываются тормозные. Поэтому собаки возбудимого типа быстро усваивают все команды, связанные с выполнением каких-либо действий, требующих активного состояния нервной системы (состояния возбуждения), и слабо усваивают те команды или действия, в основе которых лежит процесс торможения (например, хождение рядом с дрессировщиком, выдержка в различных положениях и т. д.).

Дифференцировочное торможение у собак этого типа слабое и отрабатывается с трудом. Такие животные (особенно в первоначальный период дрессировка) часто «путают» значение различных команд. Особенно трудно у собак этого типа вырабатывается дифференцировка, требующая большого напряжения тормозного процесса (такие действия, как, например, выборка вещи по запаху, выборка человека по вещи, выборка нужного следа).

Собаки возбудимого типа особенно трудно поддаются дрессировке по тем службам, которые требуют хорошей и четкой дифференцировки (розыскная, сторожевая, миннорозыскная). Это необходимо учитывать при отборе собак для указанных служб. В службах, где не требуется четкой дифференцировки (караульная, защитно-караульная, связная), собаки этого типа вполне пригодны.

При выработке дифференцировки у собак возбудимого типа можно достигнуть усиления тормозного процесса. Это достигается регулярными и систематическими упражнениями. Выдержку у собак возбудимого типа следует отрабатывать постепенно, как бы тренируя и накапливая процесс торможения. Вначале рекомендуется не затягивать выдержку более трех-пяти секунд, постепенно доводя ее до нескольких минут. При первоначальной дрессировке на выборку вещи, выборку человека по следу и т. п. не следует производить посыл более одного-двух раз. Со временем количество посылов постепенно увеличивается. К усложнению следа (ввод посторонних следов и углов) можно переходить лишь после того, как собака четко будет прорабатывать обычный след. Очень «дисциплинирует» собаку возбудимого типа отработка таких навыков, как хождение рядом с дрессировщиком, запрещение по команде «Фу», выдержка в различных положениях.

У собак уравновешенного — подвижного типа (сангвиники) процессы возбуждения и торможения находятся в состоянии относительного равновесия; наряду с этим имеется большая подвижность (легкая взаимозаменяемость одного процесса другим и наоборот), зависящая от действующих на собаку раздражителей.

Собаки этого типа отличаются значительной двигательной активностью. Положительные и отрицательные условные рефлексы вырабатываются у них легко и достаточно прочно, имеется хорошее дифференцировочное торможение. Особенно характерна для собак этого типа большая подвижность процессов возбуждения и торможения. Такие собаки наиболее легко поддаются дрессировке, у них хорошо закрепляются положительные и отрицательные навыки, они активны в работе и легко переключаются с одного действия на другое. Дрессировка собак подвижного типа не требует особых указаний. Лучше всего применять в этих случаях контрастный метод. Однако нельзя забывать, что в процессе дрессировки необходимо и для этих собак придерживаться принципа — от простого к сложному. В противном случае можно «испортить» собаку.

Читайте также:  Концепция психического развития ребенка Д 4

У собак уравновешенного — спокойного типа (флегматики), так же как у сангвиников, процессы возбуждения и торможения по силе их проявления находятся в равновесии. Но в отличие от сангвиников, процесс возбуждения и торможения в нервной системе этих собак малоподвижный (один нервный процесс замедленно сменяется, другим). Собаки этого типа характеризуются пониженной двигательной активностью. Положительные и отрицательные условные рефлексы вырабатываются у них медленно, но выработанные условные рефлексы достигают большой четкости. По поведению многие собаки-флегматики кажутся малоподвижными и вялыми. Дрессировке они поддаются не легко, но закрепленные навыки оказываются весьма стойкими; в специальной работе эти собаки несколько вялы, но безотказно выполняют требуемые от них действия и очень выносливы. При дрессировке собак этого типа от дрессировщика требуется большая настойчивость и терпение.

Собаки-флегматики трудно переносят быструю смену процессов возбуждения и торможения. Поэтому при первоначальной дрессировке по общему курсу не следует злоупотреблять частой подачей команд. Таким собакам трудно быстро переходить от одного действия к другому, и они, нередко нуждаются в повторении команды. В начале дрессировки следует так использовать различные команды, чтобы между самой командой и выполняемыми действиями был достаточный интервал. Учащать подачу команд на выполнение различных действий можно лишь после того, как у собаки установится стойкий условный рефлекс на команды. У собак-флегматиков не трудно воспитать выдержку в различных положениях. Они легко переносят действие сильных механических раздражителей. Поэтому при дрессировке с успехом можно использовать механический метод. Однако принуждением не следует злоупотреблять.

Собаки слабого типа (меланхолики) отличаются слабостью процессов возбуждения и торможения. Поэтому в результате больших напряжений у них легко нарушается нервная деятельность. Некоторые собаки-меланхолики имеют относительную подвижность обоих нервных процессов. Условные рефлексы у таких собак вырабатываются нестойко, однако четкое дифференцировочное торможение возникает у них сравнительно легко.

Встречаются собаки, у которых при слабости обоих нервных процессов имеется и малая их подвижность. Условные рефлексы у них нестойки и вырабатываются медленно; дифференцировочное торможение недостаточное.

У собак слабого типа часто наблюдается пассивно-оборонительная реакция, но ее нельзя считать основным признаком слабости нервной системы. Собаки слабого типа мало пригодны для дрессировки и использования.

Учитывая это, их не следует брать в дрессировку.

MedGlav.com

Медицинский справочник болезней

Типы нервной сиситемы. Темпераменты

ТИПЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

Особенности эмоциональной сферы человека тесно связаны с физиологическими характеристи­ками процессов возбуждения и тормо­жения, протекающих в головном моз­ге. При изучении условно-рефлекторной деятельности животных И. П. Пав­лов выделил четыре основных типа нервной системы. Эти типы отлича­ются друг от друга на основании силы или слабости нервных процессов, их уравновешенности или неуравнове­шенности (т. е. преобладания одного из них над другим), подвижности или инертности.

Классификация типов нервной системы, разработанная И. П. Павловым в результате исследо­вания деятельности головного мозга животных, в основном совпала с ха­рактеристикой темпераментов людей, данной две тысячи лет назад «отцом медицины» Гиппократом, который, как известно, описал сангвиника, холе­рика, флегматика и меланхолика.

По И. П. Павлову:

  • это люди с сильными, уравновешен­ными и подвижными нервными процес­сами;
  • также обладают силь­ными, подвижными, но неуравнове­шенными нервными процессами с пре­обладанием возбуждения над тормо­жением;
  • характеризуются сильными, инертными нервными про­цессами с преобладанием торможения;
  • люди со слабыми процессами возбуждения и торможения.

Современные нейропсихологи раз­личают большее число темпераментов, но для практических целей достаточно учитывать особенности тех, которые в свое время описал Гиппократ и в не­давнем прошлом исследовал И. П. Павлов.

Сангвиники, обладающие сильными, уравновешенными и подвижными нервными процессами, способны ак­тивно и длительно работать, быстро переключаться с одного эмоциональ­ного состояния на другое, легко пере­ходить от отдыха к работе и наоборот. Они умеют найти выход из трудных по­ложений, способны ставить перед со­бой и решать сложные задачи.

Холерик отличается сильным про­цессом возбуждения и несколько менее сильным процессом торможения, поэтому холерик может быстро и легко переключаться с одного вида деятельности на другой, после отдыха быстро включаться в ра­боту. Однако после работы, как и по­сле конфликта, холерик не в состоянии сразу успокоиться. Он легко возбуж­дается, так как сильный процесс воз­буждения у него недостаточно уравно­вешен торможением.

Надо с помощью самовоспитания вырабатывать у себя умение сдержи­вать свои реакции на окружающее.Холерик, если он невоспитан, труден в общении. Как человек с сильной нервной системой он может оказаться в роли лидера. Холерик-руководитель работает энергично, руководимый им коллектив добивается высоких показателей, но.его подчиненным подчас тяжело идти на работу — начальник часто взрывается по пустякам, «дергает» работников, не всегда соблю­дает простейшие правила вежливости и т. д. Невоспитанный холерик может стать сущим наказанием в семье: он будет груб с детьми и родителями, создает вокруг себя суматоху, шум, обстановку нервозности, подавляет инициативу других членов семьи.

Флегматик — человек с сильными, но малоподвижными нервными про­цессами. Он медленно входит в нача­тое дело, но обязательно доводит его до конца. Оказавшись в роли началь­ника, он будет руководить спокойно и планомерно. Но без соответствую­щего воспитания флегматика будет многое раздражать: например, быст­рота, с какой его коллеги принимают решения, требования вышестоящими организациями срочных перестроек. Для него могут оказаться непосильными темпы, которых требуют обстоятельства.

В домашней обстановке флегматика может огорчить самое безобидное предложение жены, требующее быст­рой перемены планов: например, сразу после прихода с работы пойти в кино или в театр. В этих случаях, зная особенности темперамента мужа, жене следовало бы заранее предупредить его о своих планах. Если флегматик после работы собрался читать газету, то его будут раздражать возня детей, их просьбы поиграть или погулять с ними.

Ребенку-флегматику трудны режим детского сада и многие требования родителей, не имеющих, к несчастью для него, представления о темпера­менте своего ребенка. Например, в дет­ском саду, когда все дети уже закон­чили рисование, ребенок-флегматик только-только еще входит во вкус этого занятия, а тут воспитательница торопит его на прогулку. Другие дети уже оделись, а он только кончает рису­нок и нервничает из-за своего опозда­ния. Дома мать постоянно бранит его за медлительность, а отец отпускает остроты на его счет — ребенок снова переживает. Родителям обязательно надо знать особенности темперамента сына или дочери, и если ребенок ока­жется флегматиком, ни в коем случае не «тормошить» его, а тактично помо­гать ему вырабатывать более ускорен­ные реакции.

Флегматику трудно общаться с санг­виником. Но если они оба будут знать, что в их поведении сказываются особенности врожденного темперамента, они лучше приспособятся к обществу друг друга. Сангвинику проще общаться с холериком, флегматику же и холерику ужиться друг с другом очень трудно. Однако практика пока­зывает, что знание особенностей тем­пераментов близких людей помогает наладить отношения даже тогда, когда несоответствие темпераментов соз­дает, казалось бы, достаточные осно­вания, чтобы говорить о психологиче­ской несовместимости.

Меланхолики имеют слабые нервные процессы. Они теряются в сложных ситуациях и не всегда могут найти выход из трудного положения, крайне неохотно принимают ответственные решения, быстро устают от физической и умственной нагрузки, нуждаются в более длительном отдыхе. Люди со слабой нервной системой тяжелее переносят различ­ные неприятности и заболевания. Период выздоров­ления у них, как правило, продол­жается дольше, чем у людей с сильной нервной системой. Им трудно адаптироваться к изменениям климата, к но­вой обстановке.

Ребенок со слабой нервной системой легко утомляется, нуждается в более продолжительном сне, он теряется в более или менее сложной обстановке. Любая перегрузка приводит к угнете­нию его высшей нервной деятельности. В результате он быстрее других детей устает, чаще плачет, ему трудно учиться. Поэтому таких детей нельзя нагружать наравне с детьми, обладаю­щими сильной нервной системой: учить их дополнительно иностранным языкам, фигурному катанию, поднимать рано утром для занятий в бассейне. Детям со слабой нервной системой достаточно одной школьной учебной нагрузки. Им необходимо время для регулярного дополнительного отдыха на воздухе и занятий оздоровительной физкульту­рой. Когда в результате правильного режима занятий и отдыха нервная система окрепнет, у детей появится уверенность в своих силах. Вот тогда можно расширить круг их обязанно­стей в школе и дома.

Итак, темперамент человека зависит от особенностей основных нервных процессов — их силы, уравновешен­ности и подвижности. И хотя темпе­рамент в большой степени обусловлен наследственностью, немалую роль в его становлении играют условия жиз­ни и воспитание. Здесь очень важно подчеркнуть: в становлении характера человека на разных этапах его жизни имеет значение самовоспи­тание. Сплав наследственных и при­обретенных качеств психики и создает бесконечно разнообразную гамму че­ловеческих характеров.

Авторы: Васильева З.А.,
Любинская С.М.

Так вот почему они не работают!

Производительность труда определяется как показатель, характеризующий результативность труда, и измеряется количеством продукции, выпущенной работником за единицу времени. Для того чтобы понять, насколько реально требовать от работника высокой производительности, необходимо определить, позволяют ли его человеческие ресурсы (физические и психологические особенности) выполнить требование.

Сотрудники, которых мы нанимаем

В идеале выбор профессии происходит тогда, когда человек определяет, какой функционал он как будущий работник выполняет лучшим образом, то есть результаты какого вида деятельности из числа тех, к которым он предрасположен в силу природных данных и влияния среды, окажутся наиболее соответствующими обычно предъявляемым стандартам. Грамотный выбор профессии должен гарантировать получение будущим работником высокой квалификации. В конечном счете алгоритм профориентации обеспечивает соответствие будущего работника занимаемой должности или выполняемой работе.

Иное дело – конкретные условия труда, как предусмотренные трудовым договором и/или локальными нормативными актами (режим труда и отдыха), так и складывающиеся стихийно (авральный режим работы, высокий уровень физического и/или психического напряжения и т. п.). Всем ли такое доступно? Даже если выбор профессии осуществлен верно, работник может просто не выдержать условий труда, единых для всех работников вне зависимости от должности.

Работник-меланхолик

На наш взгляд, режим труда, как складывающийся стихийно, так и требуемый работодателем, как залог высокой производительности по силам далеко не всем. И не всегда из-за лени.

Сделаем экскурс в психологическую науку и опишем один из самых одиозных темпераментов, а также две весьма специфических акцентуации характера – астенический и психастенический характеры. Обратим внимание, что темперамент и характер – не одно и то же.

Из психологии известно четыре типа темперамента, различающиеся между собой в том числе по силе нервных процессов и, как следствие, способности к интенсивному и стабильному труду. Несмотря на то что носителей чистых типов темперамента меньше, чем смешанных, нельзя исключать, что на должности окажется человек с врожденным слабым типом нервной деятельности (врожденной слабой нервной системой), то есть меланхолик.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервная система быстро переходит в состояние охранительного торможения.

Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Вместе с тем слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию. В силу описанного у меланхоликов медленно протекают нервные процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее.

В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов заторможенное состояние. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Но в привычном и спокойном окружении люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. Также принято считать, что меланхолики в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники. Проявляется меланхолический темперамент и в обучении: меланхолик хуже всех представителей других типов темперамента приобретает знания, умения и навыки.

Резюмировать характеристику меланхолика можно так: упадничество, отсутствие бодрости, нерешительность, колебания, вялость, пассивность, замкнутость, излишняя застенчивость.

При всем при том меланхолика рекомендуют привлекать к работе коллектива. Приемы, которые могут помочь организовать его работу: чуткое и доброжелательное отношение, похвала, одобрение, мягкие воздействия. Категорически противопоказана строгость.

Ну и характер!

Меланхолический темперамент может дать основу для развития астенической акцентуации характера, для которой также характерна относительно быстрая утомляемость. Именно по этой причине такие работники успевают сделать меньше, чем требуется от них.

Не лучшими природными данными, оказывается, наделен работник с психастеническим характером (также правильно – психастеник). Еще физиолог И. Павлов отмечал, что психастеник по причине преобладания работы больших полушарий мозга над другими участками, отвечающими за работу органов чувств, невнимателен к деталям: например, не может вспомнить конкретные фразы разговора, зато хорошо помнит общий смысл и впечатление. Часто психастеники испытывают проблемы с глазомером, интуицией, механической памятью. Плохая механическая память и невнимательность к деталям приводят к низкой эрудиции психастеника. Недостаточность работы органов чувств приводит к тому, что психастеник не помнит только что произведенные им действия: например, выключил ли он минуту назад газ или нет, куда только что положил какую-ту вещь. Чтобы психастеник запомнил что-то, ему нужно четко осознавать это событие. Когда психастеник достает информацию из памяти, она напоминает не фотографию, а рисунок по мотивам, причем каждый раз немного разный. Психастеники не отличаются и быстротой мысли. Однако в качестве компенсации у него наблюдаются отличные аналитические способности.

Инвалидами не назовешь

Первое впечатление, которое производят чистые меланхолики, астеники и психастеники, – беспомощность, граничащая с инвалидностью. Проверим это.

Приказом Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н (ред. от 05.07.2016) утверждены Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Согласно п. 8 Приказа Минтруда России № 1024н критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со второй и с более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению второй или третьей степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или первой степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

Согласно п. 12 Приказа Минтруда России № 1024н критерием для установления III группы инвалидности является нарушение здоровья человека со второй степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Таким образом, Приказ Минтруда России № 1024н установил три составляющих инвалидности III группы:

– заболевание, травма или дефект;

– стойкое нарушение функций организма человека в диапазоне от 40 до 60%;

– ограничение двух и более категорий жизнедеятельности первой степени выраженности или одной из основных категорий второй или третьей степени выраженности.

Разберем вероятность признания инвалидами III степени меланхоликов, астеников и психастеников.

Во-первых, Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) прямо не признает болезнями ни меланхолический темперамент, ни вышеназванные акцентуации характеров. Впрочем, ничто не мешает искать признаки заболеваний в тех последствиях, которые несет принадлежность работника к типу меланхолического темперамента или наличие соответствующей акцентуации характера.

Во-вторых, если искать стойкие нарушения функций организма у меланхоликов, астеников и психастеников, то это, скорее, окажутся нарушения психических функций (нарушение функций сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений) и сенсорных (нарушение функций зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности, вестибулярной функции, появление боли). Однако из приведенных описаний можно заподозрить нарушения волевых и побудительных функций, функций внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия. Но и эти нарушения в случае чистого меланхолика и таких же чистых астеника и психастеника, даже при их относительной стойкости, с большой вероятностью не будут признаны умеренными, что характерно именно для 2-й степени.

В-третьих, из всех основных категорий жизнедеятельности трудовое право интересуют способность к общению, способность контролировать свое поведение, способность к обучению, способность к труду.

Исходя из описаний типа темперамента и акцентуации характера заключаем, что:

– способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации сохранна при снижении объема и темпа получения и передачи информации (первая степень);

– способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм для меланхоликов периодически снижается в сложных жизненных ситуациях (первая степень), для психастеников сохранна безусловно;

– способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни не снижается даже до первой степени, как она описана в документе;

– способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы для меланхоликов сохранна в обычных условиях труда при снижении напряженности и (или) уменьшении объема работы, а в худшем случае – и квалификации (первая степень), а для психастеников сохранна без указанных изменений.

Таким образом, Приказ Минтруда России № 1024н в его действующей редакции не дает легальных оснований для установления инвалидности даже III группы работникам лишь с меланхолическим темпераментом и/или психастенической акцентуацией характера. С одной стороны, это хорошо для них, поскольку их невозможно уволить по состоянию здоровья. С другой стороны, это и плохо, поскольку они оказываются лишены каких-либо законных послаблений в труде.

Зона вылета

Хотя законодательство не позволяет назвать инвалидами чистых меланхоликов, астеников и психастеников, проблемы реального снижения способности трудиться с высокой производительностью бывают налицо.

Такие малопроизводительные работники постоянно рискуют. Во-первых, они потенциальные дисциплинарные правонарушители, так как при оживленном режиме труда на предприятии постоянно срывают выполнение поручений, не выполняют работу в полном объеме, проявляют невнимательность, допуская досадные ошибки, и т. п. Во-вторых, они потенциальные кандидаты на провал аттестации, поскольку природные данные меланхоликов не позволяют быстро получать опыт уже на рабочем месте, а психастеников – быть точными в деталях, что определяет их квалификацию в том числе. Работодатель может уволить их и «по-хорошему», не доводя до трагического конца, просто взвинтив требования темпа и объема работы на их участке до запредельного для меланхоликов уровня, либо поручить каверзное дело со множеством нюансов, которые психастеник просто не уловит, в результате чего и провалит дело. После всего работодателю остается только вызвать неудачника и предложить написать заявление об увольнении. Но политика ускорения может просто подорвать психическое здоровье меланхоликов. А нужны ли психопаты на рабочем месте? Нужны ли несчастные случаи на производстве?

Другие работодатели стараются отсеять таких еще на собеседовании, проводя разные тесты. Слабый тип темперамента и психастенический характер выдадут себя достаточно быстро. Отказывают таким кандидатам по мотивам низкого уровня их профессиональных и деловых качеств после того, как сравнят их с другими кандидатами. Правовой основой для такого отказа будет ст. 3 ТК РФ и Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2, в котором высшая судебная инстанция фактически указала на открытый список профессиональных и деловых качеств. Ничто не помешает сотруднику кадровой службы указать на медлительность и стрессонеустойчивость меланхолику или пропуск важной детали психастенику. С позиции требуемых качеств природные свойства чистых меланхоликов и психастеников делают их практически неконкурентоспособными, какую бы профессию они ни получили, так как эти свойства проявляются не только на рабочем месте, но и в быту на протяжении всей жизни. В конечном счете следует признать, что перед меланхоликами и психастениками уже в раннем возрасте стоит вопрос выживания.

Несмотря на то что увольнения и отказы в приеме на работу легальны, стоит задуматься о том, насколько вообще распространены меланхолический темперамент и психастенический характер в России. Этнопсихология и филология дают интересный материал: Россия вообще ассоциируется с женщиной с ее эмоциональной неустойчивостью (недаром говорится «Россия-матушка»), а русская культура, отпечатавшаяся в литературе, была создана именно носителями психастенического характера, которым, помимо всего, свойственны также мучительные рассуждения о нравственности и мнительность, поскольку люди с педантичной акцентуацией часто встречаются в Германии, Северной Европе, а в России редко*. Постоянное бросание в крайности можно объяснить именно стремлением прочувствовать ситуацию, потому что иначе утрачивается ощущение реальности.

Подведем итоги

В низкой производительности труда даже на технологичном производстве далеко не всегда виноваты работники. На индивидуальном уровне существуют объективные природные данные, препятствующие производительному труду работника: физиологические особенности нервной системы вообще и ее отдельных органов в частности.

Работодатель располагает правовыми инструментами для того, чтобы отсеивать низкопродуктивных кандидатов и увольнять таких же работников. Однако использование этих инструментов ограниченно, поскольку имеются основания считать, что низкая производительность труда может быть следствием особенностей этнопсихологии россиян. Следовательно, в масштабах экономики увольнения могут принять массовый характер, спровоцировать безработицу и социальную напряженность.

Следует перемотреть критерии инвалидности, сделав акцент для III группы на ограничении способности к труду. Учитывая формулировку способности к труду, повышение требований к содержанию, качеству и объему, лежащее в компетенции не в последнюю очередь и работодателя, необходимо выявлять ограниченно трудоспособных лиц, что должно приводить в конечном счете к выведению их с конкурентного поля с назначением социальных выплат.

Формально работодатель имеет право регулярно повышать требования производительности труда каждого отдельного работника и коллектива в целом. Обычно это повышение осуществляется за счет принятия локальных нормативных актов, предусматривающих весьма сжатые сроки выполнения функциональных обязанностей, отдельных распоряжений, поручений руководства, а также увеличения числа действий по каждой функции. Но такое повышение ограничено естественными возможностями физиологии и психологии работника, злостное игнорирование которых может повлечь вред здоровью работника.

* Это наблюдение приводит, например, известный российский психиатр, специалист в области клинической характерологии П. Волков в книге «Разнообразие человеческих миров. Клиническая характерология».

Ссылка на основную публикацию
Типовые нарушения кос и их классификация
Нарушения кислотно-основного баланса James L. Lewis, III , MD, Brookwood Baptist Health and Saint Vincent’s Ascension Health, Birmingham 3D модель...
Темная моча у ребенка 2, 3, 4 года жизни, причины коричневого цвета
Почему у ребенка очень темная, цвета чая, коричнево-желтая моча Среди всех побочных продуктов жизнедеятельности именно моча – индикатор здоровья человека....
Темнеет в глазах — причины, что делать
Основные причины появления темного пятна в глазу Этиология Потемнение в глазах и головокружение может быть обусловлено следующими этиологическими факторами: низкий...
Типун на языке причины и лечение, как избавиться с помощью народных средств, фото типуна на языке
Типун на языке: причины возникновения и лечение Появление типуна во рту когда-то связывали с неосмотрительными речами и лживостью человека. И...
Adblock detector